Сообщение

Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов (часть 6) - Осмотр металла сварных пролетных строений

Содержание материала

11.9. При осмотре металла сварных пролетных строений ос­новное внимание обращается на состояние сварных швов и около­шовной зоны. Наиболее тщательно нужно осмотреть работающие на растягивающие и знакопеременные усилия элементы сквозных главных ферм и растянутую зону балок со сплошной стенкой.

В этих элементах и частях особенно внимательно нужно ос­матривать сварные швы и околошовную зону вблизи мест — концентраторов напряжений, а именно — в местах изменения се­чений элементов; например, при обрывах или изменениях толщи­ны и ширины поясных листов в балках, в местах примыкания уз­ловых фасонок связей, накладок, ребер, диафрагм, у концов швов, в том числе в стенке балок в местах обрыва швов прикрепления ребер жесткости, подрезов металла и оставленных кратеров, на участках швов, где имеются изменения их формы.

Также тщательно нужно осматривать стыковые швы растяну­тых и знакопеременных элементов: особое внимание следует обра­щать на кромки листов у границ стыковых швов.

Осматривать швы и околошовную зону рекомендуется с приме­нением дефектоскопов. Если нет этих приборов, допускается осматривать визуально. Для этого загрязненные места нужно предварительно тщательно очистить. Сомнительные места, где при визуальном осмотре возникает подозрение в наличии трещин, осматривают через лупу с 4-10-кратным увеличением. Если необходимо, металл в этих местах очищают от краски и продуктов коррозии. В необходимых случаях изготавливаются макрошлифы (см. приложение 29).

11.10.При обследовании опорных частей устанавливают их конструкцию, расположение и состояние. Путем обмера и наблю­дения за работой опорной части при проходе поезда выявляют не­ точности взаимного расположения опорных плит, балансиров и катков, положения опорных частей на подферменниках. При об­наружении смещения, перекоса и т.п. в расположении опорных частей нужно выяснить причину их появления.

Повреждения, на которые должно быть обращено внимание: коррозия, трещины и сколы в элементах опорных частей; не­равномерное опирание катков и шарниров; перекосы, угон и за­клинка катков; неравномерное опирание опорных плит на подферменники; наличие срезанных головок болтов в прикреплении планок к торцам катков; отсутствие защитных чехлов. При ос­мотре подвижных опорных частей со срезными катками нужно об­ращать внимание на возможное смятие мест контактов противо­угонных зубьев с углами пазов в балансире и опорной плите.

В случае наклона срезных катков и наличия смятия в местах контактов противоугонных зубьев с углами пазов нужно замерить взаимное положение конца нижнего балансира относительно края опорной плиты при положительных и отрицательных тем­пературах, замерить углы наклона катков.

Для установления наличия заклинки катков следует сравнить разность замеренных смещений нижнего балансира относительно опорной плиты с результатами расчетных перемещений для дан­ного перепада температур.

Правильность установки опорной плиты определяется замером (с фиксацией температуры) смещения ее середины относительно середины нижнего балансира и сравнением замеренного смеще­ния с теоретическим значением, рассчитанным для этой же тем­пературы.

11.11.При обследовании пролетных строений должны быть отмечены и учтены при оценке их состояния обнаруженные конст­руктивные дефекты, которые в расчетах не учитываются, напри­мер: неудовлетворительное расположение материала сечений тех или иных элементов; эксцентричное прикрепление в плоскости и из плоскости ферм; недостаточная связь между ветвями растяну­тых элементов; отсутствие концевых планок в соединительной ре­шетке составных элементов главных ферм; большой шаг связующих заклепок; отсутствие тормозных связей в пролетных строе­ниях пролетом более 70 м и разрывов продольных балок — при пролетах более 100 м; отсутствие прокладок между верхним поя­сом главных или продольных балок и фасонками верхних про­дольных связей; отсутствие дренажных отверстий и др.

11.12. В случае выявления при обследовании пролетных строений и опорных частей опасных дефектов (трещины, очаги сильной коррозии, большое количество слабых заклепок в прик­реплениях, значительные искривления элементов и др.) совмест­но с линейными работниками должны приниматься необходимые меры по обеспечению безопасности движения поездов. Обнару­женные трещины во всех случаях должны быть незамедлительно, засверлены.