Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов (часть 6) - Обследование пролетных строений
Содержание материала
- Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов (часть 6)
- Обследование пролетных строений
- Осмотр металла сварных пролетных строений
- Определение смещения оси пути относительно оси пролетного строения
- Определение механических свойств металла
- Все страницы
11.4. При обследовании пролетного строения нужно тщательно осматривать все элементы, их стыки и прикрепления, составлять эскизы и фотографировать обнаруженные дефекты и повреждения. Должны быть установлены конструктивные дефекты пролетного строения, оценено качество заводского изготовления и монтажа, усиления или ремонта, выявлены повреждения, появившиеся за время эксплуатации.
При обследовании должны выявляться все дефекты и повреждения, снижающие грузоподъемность или долговечность пролетного строения, и прежде всего: 1) коррозия металла; 2) трещины в металле; 3) искривления элементов; 4) слабые заклепки и отрывы головок заклепок, ослабление натяжения высокопрочных болтов; 5) дефекты сварных швов.
Особое внимание должно быть обращено на состояние металла растянутых и знакопеременных элементов сквозных ферм в узлах и прикреплениях, металла растянутых частей балок со сплошной стенкой в местах обрыва горизонтальных листов.
В результате обследования должны быть установлены причины дефектов и повреждений.
11.5. При определении степени коррозии металла особое внимание нужно обращать на пояса балок проезжей части, коробки нижних поясов, узлы главных ферм, на элементы в местах их при крепления к узловым фасонкам, на элементы с большим шагом связующих заклепок, особенно в напряженных зонах.
В местах, где определяется степень коррозии, поверхность элементов должна быть очищена металлическими щетками от грязи, краски, легко отслаивающихся продуктов коррозии, пластовой ржавчины и т. п. После этого механическими или ультразвуковыми измерительными инструментами замеряется действительная толщина сечения элемента.
В элементах с местными коррозионными повреждениями в виде пятен, язв наряду с измерением действительной толщины сечения элемента должна быть определена глубина язвенных повреждений в сечениях с максимальными по визуальному осмотру повреждениями. Измерения выполняются специальным микрометром или штангенциркулем с заостренной ножкой с точностью до 0,1 мм.
В дальнейшем при оценке грузоподъемности элемента по выносливости с учетом коррозионных повреждений эффективный коэффициент концентрации напряжений принимается по сечению элемента с максимальной глубиной язвенных повреждений.
При наличии коррозии между листами клепаных пакетов и недоступности для замера толщин частей, составляющих пакет, неповрежденная коррозией толщина пакета (непосредственно у заклепок, соединяющих части пакета) умножается на коэффициент ослабления, учитывающий распучивание пакета,
где - неповрежденная коррозией толщина пакета, мм; - толщина пакета, замеренная в месте наибольшего распучивания, вызванного коррозией, мм.
11.6. При обследовании должны фиксироваться все трещины в металле независимо от их раскрытия. Поиск трещин рекомендуется выполнять с применением дефектоскопов. Дефектоскопами проверяются все места наиболее вероятного образования трещин, а также вызывающие подозрения на их наличие. Если нет дефектоскопов, нужно обращать внимание на состояние окраски. При обнаружении в краске трещин или следов проступающей ржавчины (при общем хорошем состоянии окраски) краска в таком месте должна быть очищена, а поверхность обнаженного металла осмотрена через лупу. Если после тщательного осмотра сомнительного места нет уверенности в отсутствии трещины, надлежит изготовить макрошлиф или срубить стружку (приложение 29).
11.6. При выявлении искривлений элементов, пробоин, расслоений металла и т. п. особое внимание следует обращать на основные элементы ферм (балок), балочной клетки (уголки прикрепления, верхние поясные уголки продольных балок, особенно при отсутствии горизонтальных листов), на прикрепления к верхним узлам растянуто-сжатых раскосов, на части, подвергавшиеся повреждениям или сильным деформациям, и на места резких изгибов элементов.
При обследовании нужно проверить прямолинейность элементов, работающих на сжатие, установить, не наблюдается ли выпучивание или значительные колебания элементов при проходе поездов.
Прямолинейность проверяется натяжением тонкой проволоки или лески между концами элемента и соответствующими промерами от натянутой проволоки до проверяемого элемента.
При обследовании продольных и поперечных связей между главными фермами нужно обращать внимание на колебания их при проходе поездов.
11.8. Состояние заклепочных соединений проверяется осмотром и остукиванием; в необходимых случаях заклепки удаляют, заменяя высокопрочными болтами.
Обычно больше всего подвержены расстройству заклепки: а) в пересечениях и прикреплениях гибких элементов или элементов, работающих на знакопеременную нагрузку (средние раскосы ферм, связи); б) в прикреплениях продольных балок к поперечным; в) в прикреплениях поперечных балок к фермам в пролетных строениях с ездой поверху при этажной проезжей части; г) в вертикальных полках верхних поясных уголков продольных балок, балок со сплошной стенкой и сквозных ферм (при опирании поперечин непосредственно на пояса), подвергающихся ударным воздействиям; д) в верхних узлах прикрепления знакопеременных раскосов главных ферм.
Отрыв головок заклепок чаще всего происходит в местах прикрепления продольных балок к поперечным, а также в местах перегибов элементов. Слабыми считаются заклепки, дрожащие или издающие глухой звук при легком ударе молотком.
Местонахождение и число дефектных заклепок нужно зафиксировать и указать характер дефектов.
В пролетных строениях с монтажными соединениями на высокопрочных болтах или усиленных с применением таких болтов, необходимо выборочно проверить достаточность натяжения последних.