Сообщение

Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов (часть 6) - Обследование пролетных строений

Содержание материала

11.4. При обследовании пролетного строения нужно тщатель­но осматривать все элементы, их стыки и прикрепления, состав­лять эскизы и фотографировать обнаруженные дефекты и повреж­дения. Должны быть установлены конструктивные дефекты про­летного строения, оценено качество заводского изготовления и монтажа, усиления или ремонта, выявлены повреждения, поя­вившиеся за время эксплуатации.

При обследовании должны выявляться все дефекты и поврежде­ния, снижающие грузоподъемность или долговечность пролетного строения, и прежде всего: 1) коррозия металла; 2) трещины в металле; 3) искривления элементов; 4) слабые заклепки и от­рывы головок заклепок, ослабление натяжения высокопрочных болтов; 5) дефекты сварных швов.

Особое внимание должно быть обращено на состояние металла растянутых и знакопеременных элементов сквозных ферм в уз­лах и прикреплениях, металла растянутых частей балок со сплошной стенкой в местах обрыва горизонтальных листов.

В результате обследования должны быть установлены причи­ны дефектов и повреждений.

11.5. При определении степени коррозии металла особое вни­мание нужно обращать на пояса балок проезжей части, коробки нижних поясов, узлы главных ферм, на элементы в местах их при­ крепления к узловым фасонкам, на элементы с большим шагом связующих заклепок, особенно в напряженных зонах.

В местах, где определяется степень коррозии, поверхность элементов должна быть очищена металлическими щетками от гря­зи, краски, легко отслаивающихся продуктов коррозии, пласто­вой ржавчины и т. п. После этого механическими или ультразвуко­выми измерительными инструментами замеряется действитель­ная толщина сечения элемента.

В элементах с местными коррозионными повреждениями в ви­де пятен, язв наряду с измерением действительной толщины сече­ния элемента должна быть определена глубина язвенных повреж­дений в сечениях с максимальными по визуальному осмотру повреждениями. Измерения выполняются специальным микромет­ром или штангенциркулем с заостренной ножкой с точностью до 0,1 мм.

В дальнейшем при оценке грузоподъемности элемента по вы­носливости с учетом коррозионных повреждений эффективный коэффициент концентрации напряжений clip_image002 принимается по сече­нию элемента с максимальной глубиной язвенных повреждений.

При наличии коррозии между листами клепаных пакетов и не­доступности для замера толщин частей, составляющих пакет, не­поврежденная коррозией толщина пакета (непосредственно у за­клепок, соединяющих части пакета) умножается на коэффициент ослабления, учитывающий распучивание пакета,

clip_image004,

где clip_image006 - неповрежденная коррозией толщина пакета, мм; clip_image008- толщина пакета, замеренная в месте наибольшего распучивания, вызванного кор­розией, мм.

11.6. При обследовании должны фиксироваться все трещины в металле независимо от их раскрытия. Поиск трещин рекоменду­ется выполнять с применением дефектоскопов. Дефектоскопами проверяются все места наиболее вероятного образования трещин, а также вызывающие подозрения на их наличие. Если нет дефек­тоскопов, нужно обращать внимание на состояние окраски. При обнаружении в краске трещин или следов проступающей ржавчи­ны (при общем хорошем состоянии окраски) краска в таком месте должна быть очищена, а поверхность обнаженного металла ос­мотрена через лупу. Если после тщательного осмотра сомнитель­ного места нет уверенности в отсутствии трещины, надлежит изго­товить макрошлиф или срубить стружку (приложение 29).

11.6. При выявлении искривлений элементов, пробоин, рас­слоений металла и т. п. особое внимание следует обращать на основ­ные элементы ферм (балок), балочной клетки (уголки прикреп­ления, верхние поясные уголки продольных балок, особенно при отсутствии горизонтальных листов), на прикрепления к верхним узлам растянуто-сжатых раскосов, на части, подвергавшиеся по­вреждениям или сильным деформациям, и на места резких изги­бов элементов.

При обследовании нужно проверить прямолинейность элемен­тов, работающих на сжатие, установить, не наблюдается ли выпу­чивание или значительные колебания элементов при проходе по­ездов.

Прямолинейность проверяется натяжением тонкой проволоки или лески между концами элемента и соответствующими промера­ми от натянутой проволоки до проверяемого элемента.

При обследовании продольных и поперечных связей между главными фермами нужно обращать внимание на колебания их при проходе поездов.

11.8. Состояние заклепочных соединений проверяется осмот­ром и остукиванием; в необходимых случаях заклепки удаляют, заменяя высокопрочными болтами.

Обычно больше всего подвержены расстройству заклепки: а) в пересечениях и прикреплениях гибких элементов или элемен­тов, работающих на знакопеременную нагрузку (средние раскосы ферм, связи); б) в прикреплениях продольных балок к попере­чным; в) в прикреплениях поперечных балок к фермам в пролет­ных строениях с ездой поверху при этажной проезжей части; г) в вертикальных полках верхних поясных уголков продольных ба­лок, балок со сплошной стенкой и сквозных ферм (при опирании поперечин непосредственно на пояса), подвергающихся ударным воздействиям; д) в верхних узлах прикрепления знакопере­менных раскосов главных ферм.

Отрыв головок заклепок чаще всего происходит в местах при­крепления продольных балок к поперечным, а также в местах перегибов элементов. Слабыми считаются заклепки, дрожащие или издающие глухой звук при легком ударе молотком.

Местонахождение и число дефектных заклепок нужно зафикси­ровать и указать характер дефектов.

В пролетных строениях с монтажными соединениями на высо­копрочных болтах или усиленных с применением таких болтов, необходимо выборочно проверить достаточность натяжения по­следних.