Сообщение

Работа по дереву и стеклу (часть 8)

Содержание материала

4. Холодное стекло и его декорирование

Данный способ декорирования заключается в использовании холодного стекла в качестве декоративного элемента, который обычно располагается на поверхности изделия из стекла. Причудливые орнаменты и рисунки, а также надписи обычно наносят на поверхность ваз различных размеров.

С изобретением стекла в процессе изготовления изделий из этого материала возник вопрос о способах декорирования стеклянных сосудов.

Еще в VII в. до н. э. мастера-стеклоделы пытались нанести на поверхность сосудов простейшие рисунки с помощью ручного приспособления. Археологи обнаружили египетские сосуды с рисунками, датированные 668–626 гг. до н. э. Предполагают, что поверхность графина была обработана ручным инструментом, очень похожим на современные абразивы.

Кругами с нанесенными на их поверхность зернами камней особо твердых пород стали пользоваться для отделки стеклянных изделий уже с III в. н. э. К этому времени александрийские мастера научились наносить на поверхность сосудов довольно сложные рисунки, складывающиеся из глубоких бороздок, граней и матовых полос. При этом использовали специальный станок с вращающимся кругом. Такие изделия по способу декорирования очень напоминают технику резьбы по английскому хрусталю, возникшую в более поздний исторический период.

Примерно к I в. н. э. относятся сосуды, изготовленные также в Александрии, на поверхность которых с помощью абразива наносили целые художественные композиции. Так, во время раскопок был найден сосуд, изготовленный из накладного стекла: первый слой составляло стекло голубого цвета, а второй – нанесенное поверх него молочно-белое стекло. В последнем слое и была вырезана композиция, отображающая один из эпизодов знаменитого эпоса Гомера. Это изделие необычно и тем, что донышко его также украшает барельеф.

В IV в. н. э. большое распространение получили так называемые диатреты. В таких сосудах различные декоративные детали (сетки, буквы, изображения птиц и животных) прикрепляли к изделию, предварительно приделав к первым небольшие шипы.

Растительные рисунки, нанесенные механическим способом на поверхность прозрачных бесцветных стекол, стали появляться в IX в. н. э. Считается, что первыми мастерами, освоившими такую технику декора, были стеклоделы из Самарры и Двины (древней столицы Армении).

Пик развития резьбы по горному хрусталю приходится на X–XI вв. н. э. Особенно славились в средневековой Европе украшенные резьбой изделия восточных мастеров. В то время центром производства различных изделий с добавлением в стекломассу кварцевого песка был древний город Басра в Ираке. Там изготавливали посуду, статуэтки, шахматные фигурки из стекла высокого качества. Поверхность их украшали причудливым орнаментом, выполненным вручную.

Алмаз для декорирования поверхности стеклоизделий стали применять только с XV в. Им наносили рисунки в виде точек и отделывали край изделия узкой окантовкой. Позже, когда стали изготавливать в основном тонкостенные сосуды, такой способ декорирования не употреблялся.

К резьбе алмазом вновь обратились в XVI в. В это время особенно ценились работы французского мастера Антона Лисли.

С XVI–XVIII вв. на поверхность стеклянных изделий стали наносить так называемый каллиграфический узор. Такой декор состоял из изогнутых, тонких, процарапанных алмазом линий, между которыми размещали какое-либо изречение. Впервые подобный орнамент на своих изделиях использовала художница Анне Висшер (1583–1651 гг.).

Голландские мастера – художники по стеклу работали, как правило, с гладьем, изготовленным в Англии. На их изделиях рисунок составляли мелкие, выбитые вручную пунктиры. Особенно славились в то время работы художников Гринвуда (1680–1761 гг.) и Вольфа (умер в 1793 г.). Внимание привлекали перенесенные на стекло и выполненные пунктирной техникой небольшие по размерам эпизоды с картин Рембрандта.

Впервые способ механического гравирования использовал чешский мастер-стеклодел Каспар Леман (1570–1622 гг.), основатель знаменитой Пражской школы граверов по стеклу. Он наносил рисунок на стеклянные изделия с помощью небольших медных кругов, закрепленных на невысокой подставке. Стеклянные сосуды, украшенные таким способом, выглядели еще более хрупкими, нежными (чем сосуды, поверхность которых украшали с помощью резца) и необычайно красивыми.

Продолжателями традиций Лемана стали его ученики – отец и сын Швангардты, создавшие по приезде в Германию, в начале XVII в., Нюрнбергскую школу отделки изделий из стекла. Кроме того, они усовершенствовали технологию обработки гладье, использовав прием полирования поверхности всевозможных стеклянных сосудов с помощью тех же медных кругов, но уже с абразивными зернами.

После этого гравирование готовых изделий стали широко использовать в Чехии, Силезии и Германии. В Чехии наибольшее распространение получило матовое гравирование, применявшееся для декорирования стеклянных сосудов на протяжении XVIII и XIX вв.

С конца XVII – в начале XVIII вв. медные круги для нанесения на поверхность стеклоизделий различных рисунков стали использовать и в России. Эти изделия отличались простотой формы и орнамента. Очень интересными в этом плане оказались кубки, датированные серединой XVIII в., поверхность которых обработана и гравировкой, и шлифованием.

В конце XVIII в. в Англии изобрели особый способ гравирования поверхности различных изделий из стекла алмазным резцом. Однако он был применим только к гладье, изготовленному из стекломассы со свинцовыми добавками. Такое стекло легко поддавалось отделке, и потому можно было довольно легко наносить на поверхность хрустальных изделий рисунки любой сложности. Делали это, как правило, вручную, используя один только алмаз.

Вскоре такой способ нанесения на поверхность стеклоизделий рисунков распространился в Чехии, Франции и России.


В Росси и на рубеже XVIII–XIX вв. сложилась своя национальная традиция нанесения орнамента с помощью алмазного резца. Именно на этот период приходится расцвет особого стиля обработки поверхности изделий, выполненных из бесцветного прозрачного стекла: так называемая русская резьба (рис. 144).

clip_image001

Рис. 144. Русская резьба.

Подобный орнамент имеет давнюю историю. Такой рисунок часто встречается на прялках и рубелях, датированных XVII в.

Термин «русская резьба» появился за рубежом. Характер выполненного в подобном стиле рисунка качественно отличался от всех известных в то время в мире способов декорирования стеклоизделий. Основу орнамента составляли большое солнце со множеством исходящих из центра лучей и прорезные глубокие канавки, расположенные в определенном порядке. При этом рисунок, как правило, чередовался с чистыми, незаполненными местами – «камнями». Такие «камни» приобретали особую выразительность и яркий блеск при размещении изделия на темном фоне.

Общепризнанным является мнение о том, что именно российские мастера достигли высокой степени мастерства в изготовлении и декорировании разнообразных сосудов в стиле русской резьбы. Даже в Англии, где впервые появились изделия, украшенные ручной алмазной резьбой, такие работы оценивались очень высоко. Центром их изготовления в то время был Петербургский завод, который выпускал подсвечники, люстры и посуду как из искусственного, так и природного хрусталя.

Причем эти изделия отличаются не только самобытностью, но и разнообразием техники исполнения. Существует несколько видов алмазной резьбы: ананасная, ребриковая, репкой, горошиной, островерхая и многие другие.

В начале XX в. алмазной резьбой украшали не только единичные сосуды, но и изделия, выпускающиеся в большом количестве. Особое место здесь занимают разнообразные сосуды, изготовленные в Англии, а также в Финляндии, где в 1888 г. была организована компания Кархула, прославившаяся на мировом рынке хрустальными изделиями из стекла высокого качества с нанесенной на них тончайшей гравировкой.

На рубеже XIX и XX вв. был изобретен новый способ декорирования стеклоизделий – травление. Разработал его французский мастер работ по стеклу Эмиль Галле (1846–1904 гг.).

Изначально метод кислотной гравировки (травление) применялся только при декорировании сосудов, изготовленных из непрозрачного стекла. И только спустя несколько лет его стали использовать при обработке поверхности многослойных прозрачных изделий.

В Америке стеклоделие стало развиваться с XVII в. Это ремесло привезли с собой в Новый Свет переселенцы из Голландии и Польши, а также мастера из Англии. В связи с этим в американском производстве стекла и изделий из него (впрочем, как и в других областях культуры) долго не было своих национальных традиций. Американское стекло по стилю обработки представляло собой своеобразный гибрид мировых школ стекловарения и декорирования гладье.


Переворот в технологии изготовления изделий из различных сортов стекла произошел в Америке в 1827 г. Именно к этому времени относится изобретение пресса, используемого для формования различных изделий из стекломассы. Впервые он был установлен на одном из стекольных заводов в городе Сэндвич, штат Массачусетс.

Очень скоро сосуды, изготовленные таким способом, приобрели большую популярность. И именно с этого времени особенно быстрыми темпами стало развиваться производство прессованного стекла. Особую роль здесь отводят знаменитой Кембриджской стекольной компании, основанной в 1901 г.

В середине XX в. особенно высоко оценивали изделия из хрусталя высокого качества, поверхность которых обработана шлифовкой и матированием (рис. 145).

clip_image002

Рис. 145. Изделия Стюбенского стекольного завода: а – ваза; б – ваза «Цветок».

Такое стекло изготавливают из стекломассы, в которую, помимо прочих компонентов, входит оксид свинца.

В настаящее время изготовлением сосудов, выполненных в такой технике, прославился американский завод «Стюбенское стекло», который находится в городе Корнинг, штат Нью-Йорк. Он состоит под патронажем не менее известного стекольного концерна «Корнинг глас уоркс», на базе которого были открыты научно-исследовательский комплекс «Корнинг глас центр», музей художественного стекла и издательский отдел по художественному стеклоделию.

В Австрии во второй половине XIX в. особенно высоко ценились гравированные работы по холодному стеклу, выполненные художником Людвигом Лобмейером.

А в Чехии наиболее запоминающимися были хрустальные изделия с нанесенной на них гравировкой мастера Коло Мозера. Именно он является основателем известного стекольного предприятия «Карловарское стекло Мозера».

Со второй половины XX в. в Чехословакии вновь стало распространенным искусство гравирования холодного стекла. Свой вклад в развитие ремесла внесли такие художники, как Лишкова, Платек, Смрчкова, Котик, Глава, Хореджек. Их изделия отличаются самобытностью, оригинальностью, необычайной красотой нанесенных на стекло рисунков.

В XVIII в. своими работами славились и шведские мастера. Более других в этой области известен Элис Берг, работавший на стекольном заводе «Коста».

В настоящее время большой популярностью пользуются изделия из стекла, изготовленные на заводе «Оррефорс». В разное время здесь работали художники по стеклу: Симон Гейт, Эдвард Хальд, Вике Линдстранд.


История развития стекольного производства и гравировки в Эстонии началась после того, как эту страну посетили с выставкой своих изделий шведские мастера. На ней впервые были представлены работы эстонского гравера М. Х. Роосма (профессор, заслуженный деятель искусств Эстонии). Произошло это в 1937 г.

Поэтому традиционно годом зарождения эстонского производства гравированных стеклоизделий принято считать именно это время.

Интересен тот факт, что Роосма в 40-х гг. XX в. жил и работал в Чехии. Здесь он учился у чешских мастеров-гравировщиков. Вскоре его работы – такие, как «Юрьева ночь» (1955 г.), посвященная юбилейной дате дня крестьянского восстания против рыцарей-крестоносцев, «Водяные» (1956 г.), «Вирго» (1956 г.), «Страж цветка папоротника» (1956 г.), «Песнь об острове Муху» (1957 г.), «Эпос Калева» (1947–1959 гг.), – завоевали всемирное признание.

Особенно запоминаются изделия, на которые перенесены картины природы. При взгляде на них создается впечатление, будто бы какой-то волшебник, взмахнув палочкой, остановил ход времени и потому все замерло и уснуло на мгновение (рис. 146).

clip_image003

Рис. 146. Работы М. Х. Роосма:

а – ваза «Рыбы»; б – ваза «Схватка Калевипоэга с бесами».

 

Алмазная резьба по стеклу

В стеклоделии широкое применение нашла алмазная резьба по стеклу, которая придает изделию изящность.

Инструменты и приспособления

Для выполнения алмазной резьбы необходимо подобрать следующие инструменты и приспособления:

1) cтол (площадь его должна составлять 120 x 70 см2, высота – 70 см);

2) станок с абразивными кругами;

3) набор абразивных кругов;

4) алмазный стеклорез;

5) подставка-поддон для готовой продукции;

6) щеточка для удаления стеклянной пыли.

Организация работы

Перед выполнением работы необходимо прежде всего освоить технику нанесения на поверхность изделий некоторых видов резьбы. Рельеф и конфигурация рисунка (рис. 147) зависят от толщины используемого в работе круга, а также от того, под каким углом наносится та или иная линия.

clip_image004

Рис. 147. Образцы рисунков, нанесенных на поверхность холодного стекла.

В процессе работы над рисунком необходимо также периодически подтачивать круги. Делают это с помощью специального приспособления, состоящего из алмаза, укрепленного между частями держателя.


При работе с холодным стеклом следует учитывать следующие особенности гравирования:

– глубокие длинные линии, нанесенные на поверхность, придают изделию яркий блеск, переливающийся разноцветными бликами;

– короткую линию на поверхности стекла можно получить, если держать вращающийся круг на одном месте;

– для получения коротких линий различных конфигураций используют несколько кругов: круг с тупым профилем применяют для получения коротких широких линий, а острые круги – узких и заостренных;

– при нанесении линий нужно внимательно следить за тем, чтобы круг проходил точно по середине намеченной линии;

– нанесенные линии по всей длине должны быть одинаковой глубины и ширины, а также их необходимо выполнять под одним углом наклона профиля круга;

– при нанесении дугообразных или волнистых линий необходимо задать им определенный радиус. Он должен быть равен радиусу круга;

– дугообразные и волнистые линии лучше всего выполнять, используя круги с острыми профилями;

– линию в виде желоба достаточно легко можно выполнить с помощью круга с закругленным профилем;

– короткие желобообразные линии, выполненные с помощью круга с закругленным профилем, образуют на поверхности изделия овалы;

– лунки на поверхности стекла выполняют, используя абразивный круг с широким (до 30–50 см) и плоским профилем;

– глубокие лунки можно создать с помощью круга маленького диаметра. И наоборот, круги большого диаметра используют для создания неглубоких ямок;

– лунки наносят в следующей последовательности (рис. 148).

clip_image005

Рис. 148. Выполнение лунки: а – выполнение овала; б – корректировка овала; в – формирование круга.

Сначала делают овал (рис. 148, а), затем, поворачивая стекло то вправо, то влево, корректируют его (рис. 148, б). После этого изделие разворачивают на 90° и, вновь разворачивая его то влево, то вправо, придают овалу форму круга (рис. 148, в);

– прямую плоскую линию наносят на поверхность стеклоизделия с помощью кругов с прямоугольным профилем;

– серповидные линии можно провести так же, используя круг с прямоугольным профилем (рис. 149), боковые плоскости которого не равны по длине.

clip_image006

Рис. 149. Линии, проведенные с использованием абразивного круга с прямоугольным плоским профилем.

Научившись выполнять на поверхности изделия из стекла простейшие линии, можно переходить к гравированию сложных рисунков, состоящих из множества отдельных линий различной конфигурации.

Поверхность хрустальной вазы украсят и оживят небольшие островерхие или усеченные пирамидки либо звездочки с «камнями», расположенными в центре. Особый эффект достигается тогда, когда поверхность таких «камней» матируют (то есть снимают тонкий слой стекла).

Очень выразительны рисунки, выгравированные на поверхности изделий из многослойного стекла. При этом, как правило, применяют способ глубокой резьбы, снимая верхний, обычно цветной, слой так, чтобы из-за него сквозь прорезные линии проглядывал бесцветный. Такую резьбу следует выполнять абразивными кругами с крупными зернами.

Снимая слой с помощью мелкозернистого абразивного круга, можно добиться эффектного плавного перехода тонов одного цвета на поверхности стекла.

Самой сложной в таком виде декорирования изделий является так называемая рельефная резьба. Для того чтобы нанести какой-либо орнамент, на поверхности изделия сначала делают глубокие прорези, а уже затем на оставшихся «камнях» выполняют линии задуманного рисунка.

 

Матовое гравирование стекла

Данный метод декорирования изделий из стекла представляет собой изменение поверхности изделия и нанесение на него определенного рисунка.

Инструменты и приспособления

В мастерской должны быть:

1) cтол (площадь его составляет не менее 120 x 70 см2, высота – 70 см);

2) станок для матового гравирования;

3) набор медных кругов (рис. 150);

clip_image007

Рис. 150. Гравирование медными кругами.

4) выталкиватель, предназначенный для того, чтобы удалять держатели из полости вала;

5) выпрямитель держателей;

6) приспособления для заточки кругов;

7) бруски из крупных и мелких абразивных зерен;

8) инструменты, используемые при изготовлении кашицы, подающейся во время работ на обод круга;

9) набор дополнительных кругов из дерева, пробки, войлока и свинца.

Организация работы

Работы по выполнению рисунков способом матированной гравировки осуществляются с помощью специального станка, на котором, помимо медных кругов для гравирования, устанавливают также держатели, на которых закрепляют дополнительные круги из абразива, свинца, дерева или войлока.

При декорировании холодного стекла необходимо, чтобы его поверхность постоянно увлажнялась. Для этого на станке устанавливают дополнительный желоб, по которому на поверхность обрабатываемого изделия подается вода.

Также во время работы необходимо периодически наносить на ободок круга специально приготовленную для этого суспензию. Она представляет собой смесь порошка наждака или карборунда (зернистость его должна составлять не менее 12–16) и масла (керосина). Такую суспензию подают на круг с фитиля, который предварительно закрепляют на установленном заранее кронштейне.

Под рукой у мастера-гравировщика должно быть не менее 100 медных кругов различного размера. При этом самый маленький может иметь диаметр, чуть больше диаметра булавочной головки, а большой – до 120 мм, причем толщина его может быть от 0,5 до 6 мм.

Прежде чем наносить на поверхность рисунок, гладье необходимо промыть водой, очищая от налета пыли и соринок, и хорошо просушить. После этого на изделии намечают линии орнамента, используя нанесенный на лист бумаги эскиз, который размещают внутри сосуда. Затем на лицевую поверхность переводят все линии рисунка с помощью самого маленького медного круга или алмазного резца.

При работе с применением абразивных кругов рисунок (эскиз) предварительно наносят на поверхность обрабатываемого изделия белилами, растворенными в скипидаре. После выполнения работ смесь удаляют тем же скипидаром.

В том случае, если мастер работает на станке с медными кругами, эскиз орнамента можно нанести, используя специальный состав. Для его приготовления необходимо смешать с водой и затем в полученную массу добавить клей.


Используя медные круги, достаточно легко создавать на поверхности стеклоизделий трехмерные изображения. Необычны и особенно эффектны сосуды, декорированные в технике так называемой негативной резьбы, когда предметы первого плана рисунка размещаются глубже уровня основного фона (рис. 151), то есть в нижнем слое стекла.

clip_image008

Рис. 151. Ваза «Весна».

Полученный рисунок можно отделать полировкой, обработав при этом либо весь рисунок, либо отдельные его детали.

При выполнении работ необходимо следовать следующим правилам:

– гравированный орнамент лучше всего полировать, используя корковый круг с нанесенной на обод молотой пемзой;

– крупные рисунки отделывают с помощью войлочных кругов, диаметр которых составляет 200–500 мм, а толщина их должна быть не менее 15–30 мм;

– всевозможные глубокие линии (овалы, лунки, дуги, серпы, волны и т. п.) полируют, применяя свинцовые (или оловянно-свинцовые) круги, на обод которых в процессе работы периодически наносят трепел – особую горную породу с кремнеземными включениями. Размеры таких кругов должны быть следующими: диаметр – от 2 до 35 мм, толщина – от 2 до 6 мм;

– крупные детали рисунка лучше всего отполировать с помощью деревянных кругов, диаметр которых может составлять от 10 до 200 мм, а толщина – от 3 до 20 мм.

Особо тонкие линии и мелкие детали орнамента выполняют, последовательно нанося на поверхность стекла короткие штрихи. Такой способ декорирования изделий очень трудоемок и требует от мастера аккуратности, внимания и терпения.

Метод скользящей гравировки штрихами, изобретенный в XVIII в. чешским мастером стекольных дел Бенджихом Эгерманом, более прост по сравнению с вышеописанным. Такой способ гравирования заключается в том, что при выполнении резьбы снимается верхний слой стекла, толщина которого не превышает 0,5 мм. Рисунки при этом можно наносить, используя не абразивные, а алюминиевые круги, которые обладают достаточно высокой степенью адгезии. В результате соприкосновения алюминия и стекла на поверхности последнего остается срез серебристого цвета.

 

Гравирование по однослойному и многослойному стеклу

Существуют способы гравирования как по однослойному стеклу, так и по многослойному.

Инструменты и приспособления

Для работы необходимо приготовить следующие инструменты и приспособления:

1) стол площадью 120 x 70 см и высотой до 70 см;

2) станок;

3) набор малых абразивных кругов (рис. 152), диаметр которых может составлять от 10 до 120 мм при толщине от 7 до 16 мм. Их можно смастерить из сломанных больших абразивных кругов;

clip_image009

Рис. 152. Профили малых абразивных кругов.

4) инструменты для наточки абразивов;

5) алмазный карандаш для наточки абразивных кругов;

6) инструменты, необходимые для закрепления абразивных кругов на станке;

7) выталкиватель для удаления держателей из полости вала;

8) выпрямитель держателей;

9) бруски с низкой и высокой зернистостью;

10) вспомогательные круги для полировки, изготовленные из дерева, войлока, свинца, пробки.

Организация работы

Конфигурация линий, наносимых на поверхность изделия из стекла, зависит от выбранного абразивного круга. Прежде чем приступить к работе, нужно освоить технику исполнения той или иной линии:

– прямые плоские линии наносят на поверхность, используя прямоугольный абразив;

– тонкую линию создают острыми углами ободков профилей тех же прямоугольных абразивов;

– тонкие линии можно также нанести, используя абразивный круг с острым профилем;

– дугообразные линии и линии в виде волн и серпов можно провести также кругом с острым профилем;

– круглые лунки и овалы наносят кругом с широким и плоским профилем;

– различные желобообразные линии на поверхности стеклоизделия создают с помощью кругов с круглыми профилями;

– абразивный круг со скошенным профилем используют для нанесения на поверхность стеклоизделий мелких штрихов различной глубины.


Перед выполнением работ необходимо нанести на поверхность изделия эскиз рисунка. Делают это, накладывая трафарет и припорашивая контурные линии орнамента любым порошкообразным веществом. После этого линии обводят с помощью самого маленького медного круга. Однако нужно учитывать, что после окончательной отделки изделия следы от кругов не должны быть видны.

Первую гравировку осуществляют, используя абразивный круг с карборундовым покрытием зернистостью от 12 до 16 единиц. Диаметр его может быть 10–200 мм при толщине 3–20 мм. В процессе работы на поверхность изделия и обод работающего круга должна постоянно поступать вода.

При повторной отделке изделия, как правило, применяют электрокорундовые круги диаметром от 10 до 200 мм и толщиной 3–20 мм. Зернистость их должна составлять не более 5–8 единиц, а твердость равна СТ.

После выполнения всех этих операций готовое изделие необходимо отполировать. Для этого используют вращающуюся щетку с пемзой либо обрабатывают поверхность изделия плавиковой кислотой.

В том случае, если обрабатывают лишь некоторые участки поверхности, полирование производят, используя либо деревянные круги и пемзу, либо войлочные круги.

Нередко отделку поверхности изделий, главным образом хрустальных сосудов, осуществляют двумя способами: используя для нанесения орнамента медные и абразивные круги. В результате получается как бы комбинированный рисунок, состоящий из тончайших, причудливо изгибающихся и более грубых, простых линий (рис. 153).

clip_image010

Рис. 153. Ваза «Полянка», 1964 г. Выполнена с применением медных и малых абразивных кругов.

 

Алмазное гравирование по стеклу

Такой способ декорирования поверхности холодного стекла изобрели венецианские мастера стекольных дел еще в XVI в. Очень скоро он получил довольно широкое распространение во всем мире.

Долгое время его использовали в Чехии и Голландии.

И сегодня, спустя уже несколько столетий, подобным способом украшают различные изделия из стекла: тарелки, фужеры, бокалы, вазы, подсвечники, пепельницы.

Инструменты и приспособления

Для выполнения гравировки следует приготовить такие инструменты и приспособления:

1) стол площадью 120 x 70 см и высотой до 70 см;

2) алмазный стеклорез;

3) молоточек;

4) зубило небольшого размера;

5) пружинящая подушка;

6) щеточку для удаления стеклянной пыли;

7) карандаши из корунда, карборунда или карбида вольфрама;

8) станок для полирования изделия;

9) круги с деревянными, свинцовыми, пробковыми или войлочными ободками;

10) инструменты для закрепления кругов на станке;

11) выталкиватель, предназначенный для удаления держателей из полости вала;

12) выпрямитель держателей.


Организация работы

Для нанесения на поверхность стеклоизделий зубчатых искрящихся граней часто используют обычный алмазный стеклорез. При работе его необходимо держать в руке, как авторучку.

С помощью такого резца можно создавать самые разнообразные линии. Тонкие получаются в результате слабого нажима на резец. Если нажать на стеклорез чуть сильнее, то образуются достаточно глубокие ямки с неровными краями. Обработанное таким способом стекло обладает способностью особым образом преломлять световые лучи. Это свойство часто используют мастера при декорировании того или иного изделия из стекла.

С помощью алмазного стеклореза достаточно легко можно создавать как простые, так и сложные рисунки, состоящие из мелких штришков, которые располагают либо параллельно, либо перекрестно, либо перпендикулярно по отношению друг к другу. Все зависит от фантазии и терпения художника…

Резьбу алмазным стеклорезом можно выполнять также способом выстукивания. Такой метод декорирования изделий из природного хрусталя и стекла был изобретен в XVIII в. голландскими мастерами из Утрехта Гринвудом и Вульфом. При создании рисунка они использовали не только алмазный стеклорез, но и небольшие стальные молоточки с заостренными наконечниками или зубила.

При нанесении рисунка резец (молоточек или зубило) следует держать строго перпендикулярно по отношению к плоскости поверхности изделия и в таком же направлении наносить удары. При этом от силы удара зависит глубина лунки.

Детали образовавшегося рельефа, каждая в отдельности, переливаясь всеми цветами радуги, создают необычную игру светотени, сочетаясь с незаполненными рисунком участками. Причем при таком способе отделки именно пустые места выглядят более темными. Таким образом, они служат своеобразным фоном для сверкающего рельефа (рис. 154).

clip_image011

Рис. 154. Вазы «Северные». Декорированы в технике выстукивания. 1965 г.

В результате нанесенного удара на поверхности стекла образуются сколы белого цвета. Если необходимо сделать бесцветные прозрачные лунки, то изделие лучше всего расположить на приготовленной заранее пружинящей подушке.

Алмазный стеклорез часто используют и для декорирования поверхности изделий из многослойного стекла. При этом после проведения операции на цветном фоне (верхний слой изделия) образуются тонкие белые линии или штрихи белого цвета.

При выполнении рисунка любым из вышеперечисленных способов необходимо следить за тем, чтобы на поверхности изделия не скапливалась стеклянная крошка. Попадая под резец, она ухудшает качество наносимых линий, а также может повредить верхний слой стекла.

Готовое изделие нужно отполировать, используя для этого станок с дополнительными (полировальными) кругами. Обработку поверхности можно проводить и химическим способом, для чего изделие погружают в приготовленный заранее сосуд с плавиковой кислотой.


Гравирование с помощью абразивного инструмента

Среди различного рода гравирования отдельно стоит гравирование абразивным инструментом. Этот способ представляет собой обработку изделия из стекла указанным инструментом, благодаря которому на изделии получается оригинальный рисунок.

Инструменты и приспособления

Для гравировки по холодному стеклу понадобятся следующие инструменты и приспособления:

1) стол (площадь его должна составлять 120 x 70 см, а высота – 70 см);

2) бормашина или станок;

3) карандаши, сделанные из абразивных материалов (необходимые для работы на бормашине);

4) деревянная подставка для стекла;

5) набор кругов с абразивными ободками (при работе на станке);

6) инструменты для закрепления кругов на станке;

7) бруски высокой и низкой степени зернистости для наточки абразивных кругов;

8) выталкиватель для удаления держателей из полости вала;

9) выпрямитель держателей;

10) дополнительные деревянные, свинцовые, пробковые или войлочные круги, предназначенные для полировки поверхности готового изделия.

Организация работы

Листовое стекло, а также всевозможные изделия из стекла особенно крупных размеров можно украсить рисунком, для нанесения которого используется бормашина с абразивными наконечниками.

Вместо бормашины часто применяют механизм, состоящий из электромотора, к которому посредством вала присоединен абразивный круг. При работе можно использовать круги с ободками разной конфигурации и диаметром от 10 до 200 мм.

На таком станке можно довольно легко отделать стекло различной толщины (до 15–20 см). Для этого лист устанавливают на специальной деревянной подставке, располагая его чуть наклонно назад, после чего по предварительно намеченным линиям выполняют резьбу. При этом на обрабатываемый лист должна постоянно поступать вода для охлаждения и увлажнения обрабатываемой поверхности.

Поверхность цветного стекла также можно украсить рисунками, нанесенными с помощью абразивных кругов. При этом снимают различные по толщине слои стекла. В результате создается красочная картина, детали которой складываются из постепенно переходящих друг в друга оттенков одного цвета.