Сообщение

Работа по дереву и стеклу (часть 8)

Содержание материала

4. Холодное стекло и его декорирование

Данный способ декорирования заключается в использовании холодного стекла в качестве декоративного элемента, который обычно располагается на поверхности изделия из стекла. Причудливые орнаменты и рисунки, а также надписи обычно наносят на поверхность ваз различных размеров.

С изобретением стекла в процессе изготовления изделий из этого материала возник вопрос о способах декорирования стеклянных сосудов.

Еще в VII в. до н. э. мастера-стеклоделы пытались нанести на поверхность сосудов простейшие рисунки с помощью ручного приспособления. Археологи обнаружили египетские сосуды с рисунками, датированные 668–626 гг. до н. э. Предполагают, что поверхность графина была обработана ручным инструментом, очень похожим на современные абразивы.

Кругами с нанесенными на их поверхность зернами камней особо твердых пород стали пользоваться для отделки стеклянных изделий уже с III в. н. э. К этому времени александрийские мастера научились наносить на поверхность сосудов довольно сложные рисунки, складывающиеся из глубоких бороздок, граней и матовых полос. При этом использовали специальный станок с вращающимся кругом. Такие изделия по способу декорирования очень напоминают технику резьбы по английскому хрусталю, возникшую в более поздний исторический период.

Примерно к I в. н. э. относятся сосуды, изготовленные также в Александрии, на поверхность которых с помощью абразива наносили целые художественные композиции. Так, во время раскопок был найден сосуд, изготовленный из накладного стекла: первый слой составляло стекло голубого цвета, а второй – нанесенное поверх него молочно-белое стекло. В последнем слое и была вырезана композиция, отображающая один из эпизодов знаменитого эпоса Гомера. Это изделие необычно и тем, что донышко его также украшает барельеф.

В IV в. н. э. большое распространение получили так называемые диатреты. В таких сосудах различные декоративные детали (сетки, буквы, изображения птиц и животных) прикрепляли к изделию, предварительно приделав к первым небольшие шипы.

Растительные рисунки, нанесенные механическим способом на поверхность прозрачных бесцветных стекол, стали появляться в IX в. н. э. Считается, что первыми мастерами, освоившими такую технику декора, были стеклоделы из Самарры и Двины (древней столицы Армении).

Пик развития резьбы по горному хрусталю приходится на X–XI вв. н. э. Особенно славились в средневековой Европе украшенные резьбой изделия восточных мастеров. В то время центром производства различных изделий с добавлением в стекломассу кварцевого песка был древний город Басра в Ираке. Там изготавливали посуду, статуэтки, шахматные фигурки из стекла высокого качества. Поверхность их украшали причудливым орнаментом, выполненным вручную.

Алмаз для декорирования поверхности стеклоизделий стали применять только с XV в. Им наносили рисунки в виде точек и отделывали край изделия узкой окантовкой. Позже, когда стали изготавливать в основном тонкостенные сосуды, такой способ декорирования не употреблялся.

К резьбе алмазом вновь обратились в XVI в. В это время особенно ценились работы французского мастера Антона Лисли.

С XVI–XVIII вв. на поверхность стеклянных изделий стали наносить так называемый каллиграфический узор. Такой декор состоял из изогнутых, тонких, процарапанных алмазом линий, между которыми размещали какое-либо изречение. Впервые подобный орнамент на своих изделиях использовала художница Анне Висшер (1583–1651 гг.).

Голландские мастера – художники по стеклу работали, как правило, с гладьем, изготовленным в Англии. На их изделиях рисунок составляли мелкие, выбитые вручную пунктиры. Особенно славились в то время работы художников Гринвуда (1680–1761 гг.) и Вольфа (умер в 1793 г.). Внимание привлекали перенесенные на стекло и выполненные пунктирной техникой небольшие по размерам эпизоды с картин Рембрандта.

Впервые способ механического гравирования использовал чешский мастер-стеклодел Каспар Леман (1570–1622 гг.), основатель знаменитой Пражской школы граверов по стеклу. Он наносил рисунок на стеклянные изделия с помощью небольших медных кругов, закрепленных на невысокой подставке. Стеклянные сосуды, украшенные таким способом, выглядели еще более хрупкими, нежными (чем сосуды, поверхность которых украшали с помощью резца) и необычайно красивыми.

Продолжателями традиций Лемана стали его ученики – отец и сын Швангардты, создавшие по приезде в Германию, в начале XVII в., Нюрнбергскую школу отделки изделий из стекла. Кроме того, они усовершенствовали технологию обработки гладье, использовав прием полирования поверхности всевозможных стеклянных сосудов с помощью тех же медных кругов, но уже с абразивными зернами.

После этого гравирование готовых изделий стали широко использовать в Чехии, Силезии и Германии. В Чехии наибольшее распространение получило матовое гравирование, применявшееся для декорирования стеклянных сосудов на протяжении XVIII и XIX вв.

С конца XVII – в начале XVIII вв. медные круги для нанесения на поверхность стеклоизделий различных рисунков стали использовать и в России. Эти изделия отличались простотой формы и орнамента. Очень интересными в этом плане оказались кубки, датированные серединой XVIII в., поверхность которых обработана и гравировкой, и шлифованием.

В конце XVIII в. в Англии изобрели особый способ гравирования поверхности различных изделий из стекла алмазным резцом. Однако он был применим только к гладье, изготовленному из стекломассы со свинцовыми добавками. Такое стекло легко поддавалось отделке, и потому можно было довольно легко наносить на поверхность хрустальных изделий рисунки любой сложности. Делали это, как правило, вручную, используя один только алмаз.

Вскоре такой способ нанесения на поверхность стеклоизделий рисунков распространился в Чехии, Франции и России.