Работа по дереву и стеклу (часть 8) - Русская резьба
Содержание материала
- Работа по дереву и стеклу (часть 8)
- Русская резьба
- Изделя из различных сортов
- Гравированные стеклоизделия
- Алмазная резьба по стеклу
- Особенности гравирования холодного стекла
- Матовое гравирование стекла
- Работы по выполнению рисунков способом матированной гравировки
- Гравирование по однослойному и многослойному стеклу
- Порядок гравирования однослойного и многослойного стекла
- Алмазное гравирование по стеклу
- Приемы работы алмазным стеклорезом
- Гравирование с помощью абразивного инструмента
- Все страницы
В Росси и на рубеже XVIII–XIX вв. сложилась своя национальная традиция нанесения орнамента с помощью алмазного резца. Именно на этот период приходится расцвет особого стиля обработки поверхности изделий, выполненных из бесцветного прозрачного стекла: так называемая русская резьба (рис. 144).
Рис. 144. Русская резьба.
Подобный орнамент имеет давнюю историю. Такой рисунок часто встречается на прялках и рубелях, датированных XVII в.
Термин «русская резьба» появился за рубежом. Характер выполненного в подобном стиле рисунка качественно отличался от всех известных в то время в мире способов декорирования стеклоизделий. Основу орнамента составляли большое солнце со множеством исходящих из центра лучей и прорезные глубокие канавки, расположенные в определенном порядке. При этом рисунок, как правило, чередовался с чистыми, незаполненными местами – «камнями». Такие «камни» приобретали особую выразительность и яркий блеск при размещении изделия на темном фоне.
Общепризнанным является мнение о том, что именно российские мастера достигли высокой степени мастерства в изготовлении и декорировании разнообразных сосудов в стиле русской резьбы. Даже в Англии, где впервые появились изделия, украшенные ручной алмазной резьбой, такие работы оценивались очень высоко. Центром их изготовления в то время был Петербургский завод, который выпускал подсвечники, люстры и посуду как из искусственного, так и природного хрусталя.
Причем эти изделия отличаются не только самобытностью, но и разнообразием техники исполнения. Существует несколько видов алмазной резьбы: ананасная, ребриковая, репкой, горошиной, островерхая и многие другие.
В начале XX в. алмазной резьбой украшали не только единичные сосуды, но и изделия, выпускающиеся в большом количестве. Особое место здесь занимают разнообразные сосуды, изготовленные в Англии, а также в Финляндии, где в 1888 г. была организована компания Кархула, прославившаяся на мировом рынке хрустальными изделиями из стекла высокого качества с нанесенной на них тончайшей гравировкой.
На рубеже XIX и XX вв. был изобретен новый способ декорирования стеклоизделий – травление. Разработал его французский мастер работ по стеклу Эмиль Галле (1846–1904 гг.).
Изначально метод кислотной гравировки (травление) применялся только при декорировании сосудов, изготовленных из непрозрачного стекла. И только спустя несколько лет его стали использовать при обработке поверхности многослойных прозрачных изделий.
В Америке стеклоделие стало развиваться с XVII в. Это ремесло привезли с собой в Новый Свет переселенцы из Голландии и Польши, а также мастера из Англии. В связи с этим в американском производстве стекла и изделий из него (впрочем, как и в других областях культуры) долго не было своих национальных традиций. Американское стекло по стилю обработки представляло собой своеобразный гибрид мировых школ стекловарения и декорирования гладье.