Сообщение

Основные формы, принципы работы под нагрузкой и расчет­ные схемы, пространственных конструкций из дерева и пластмасс - Пневмовантовые оболочки

Содержание материала

Пневмовантовые оболочки в большинстве случаев имеют та­кие же цилиндрические или сферические формы, как и воздухо-опорные пневмооболочки, и состоят из таких же основных частей. Особенностью пневмовантовых оболочек является наличие в их составе вант, закрепленных на опорном контуре. Ванты — это, как правило, стальные тросы, оцинкованные для защиты от кор­розии, но в качестве вант могут служить и канаты из полимерных волокон.

В пневмовантовом своде ванты располагаются в вертикаль­ных плоскостях параллельно на равных расстояниях друг от друга. В пневмовантовом куполе они располагаются концентри­чески тоже на равных расстояниях в вертикальных плоскостях и сходятся в центре купола. В пневмовантовом куполе могут быть также промежуточные горизонтальные ванты, не имеющие контактов с опорным контуром, а закрепленные на осиновых вантах. В плоских горизонтальных пневмовантовых оболочках на прямоугольном контуре ванты образуют сетку из двух рядов параллельных вант, пересекающихся под прямыми или острыми уг­лами. Под давлением тканевой оболочки ванты растягиваются и между закреплениями принимают форму части дуги окруж­ности.

Оболочка из воздухонепроницаемой ткани в этих конструк­циях крепится не только к опорному контуру, как в воздухо-опорных оболочках, но также и к вантам на всей их длине. При этом от действия внутреннего избыточного давления воздуха она растягивается и несколько выпучивается на площадях между вантами и приобретает многократно выпуклую, как будто «про­стеганную» вантами форму.

Следовательно, высокопрочные ванты работают на растяже­ние при наибольших пролетах, равных расстояниям между их опорными закреплениями, и являются основными несущими эле­ментами, в которых концентрируются максимальные растягиваю­щие усилия пневмовантовых конструкций. А тканевая оболочка является в большей степени ограждающей конструкцией. Она работает на растяжение на небольших пролетах, равных расстоя­ниям между вантами, передает на них местные части нагрузок и может изготовляться из тканей невысокой прочности и стои­мости.

Пневмовантовые оболочки могут иметь пролеты, значительно превышающие пролеты пневматических оболочек и превосходя­щие 100 м. В США, например, возведена пневмовантовая обо­лочка малой кривизны на прямоугольном опорном контуре с перекрестной системой вант размером 160 X 220 м в плане. В отечественном строительстве начинают применяться эти прог­рессивные конструкции в первую очередь в складских зданиях.