Сообщение

Наосные и воздуходувные станции

Содержание материала

Запорно-регулирующая арматура трубопроводов

На насосных станциях используется запорно-регулирующая и предохранительная арматура. К запорно-предохранительной арматуре относятся: вентили, задвижки, затворы. К предохранительной – обратные клапаны, гасители гидравлического удара.

Задвижки применяются для полного отключения насосов или частичного перекрытия трубопроводов с целью регулирования подачи.

В зависимости от конструкции запорного устройства задвижки могут быть двух типов: клиновые и параллельные. У клиновых задвижек запорный орган – диск имеет форму клина, за счет чего он при усилии со стороны шпинделя плотно прижимается к гнездам корпуса. Для уплотнения на диске и гнездах закреплены уплотняющие кольца.

У параллельных задвижек проход корпуса перекрывается двумя подвижно соединенными между ними дисками, которые раздвигаются одним или двумя расположенными между ними клиньями. Уплотняющие кольца дисков и гнезд корпуса расположены параллельно друг к другу и перпендикулярно к оси задвижки.

Задвижки могут быть с выдвижным и невыдвижным шпинделем. У первых неподвижная гайка, в которой вращается шпиндель, расположена в крышке задвижки и при открытии шпиндель выходит наружу, увлекая за собой запорный диск. У вторых гайка шпинделя находится в запорном диске и шпиндель вращаясь в неподвижных направляющих подшипниках перемещает гайку и запорный диск. Задвижки с выдвижным шпинделем менее удобны, так как они требуют большой высоты помещения и не удовлетворяют гигиеническим условиям.

Задвижки могут быть с ручным и механизированным приводом. Механизированные задвижки имеют  электрический или гидравлический привод. Для облегчения управления все задвижки диаметром более 400мм, а на автоматизированных станциях независимо от диаметра должны быть обеспечены механическим приводом. Согласно паспортным данным, задвижки можно устанавливать в любом положении, однако из соображений удобства монтажа и эксплуатации их лучше устанавливать шпинделем вверх. Размеры и масса задвижек зависят от того давления, на которое они рассчитаны. Основные данные задвижек приведены в справочной литературе. Промышленность выпускает задвижки с диаметром условного прохода 50…1600 мм.

clip_image107

 

 

 

Рис. 34. Параллельная задвижка с

электроприводом и выдвижным шпинделем

clip_image109

 

 

Рис. 35. Клиновая задвижка с ручным приводом и невыдвижным шпинделем

 

Дисковые затворы. Принцип работы дискового затвора состоит в том, что диск, будучи прижат к уплотняющей поверхности седла внутри корпуса, преграждает путь потоку среды, при повороте диска на 900 среда свободно проходит через затвор. По сравнению с задвижками затвор имеет большее гидравлическое сопротивление. Для уменьшения сопротивления и во избежание кавитации перед затвором надо иметь прямой участок трубопровода, равный 1,5Ду, а после затвора – 2Ду. Затворы лучше работают при повышенных скоростях (3…4 м/с). 

Как и задвижки, затворы выпускают с ручным и электрическим приводом. В рабочем положении большинство затворов либо полностью закрыто либо открыто. В последнее время выпускаются затворы пригодные и для дросселирования потока.

 

clip_image111

 

Рис. 36. Дисковый поворотный затвор с электроприводом 

1 – нижний подшипник;

2 – ось;

3 – поворотный диск;

4 – корпус;

5 – сальник;

6 – верхний подшипник;

7 – гидропривод.

 

Обратные дисковые поворотные клапаны. Применяются на насосных станциях для того, чтобы при аварийной остановке насоса воспрепятствовать обратному через насос току воды из напорного трубопроводу. Обратное течение воды может привести к опорожнению напорных водоводов и опасному обратному вращению насоса и электродвигателя.

Размещение за каждым насосом обратного клапана существенно упрощает автоматизацию включения и отключения насосов. В канализационных насосных станциях при напорах насосов не более 30 м допускается обратные клапаны не устанавливать. Обратные клапаны могут устанавливаться и на напорных водоводах в камерах около насосных станций, которые служат для предохранения от затопления машинного зала при разрушении внутристанционных трубопроводов.

Существует два основных вида обратных клапанов с верхней подвеской диска (типа «захлопка») и с эксцентрической подвеской («безударный»). Обычно рекомендуется применять «безударные» клапаны. Эти клапаны по сравнению с клапанами «захлопка», имеют меньшие габариты, меньшую массу и более плавную посадку диска на седло при закрытии клапана. В открытом положении диск у обратного клапана удерживается подъемной силой, возникающей от скоростного напора потока.

 

clip_image113

clip_image115

 

Рис. 37. Обратные клапаны

а – однодисковый с верхней подвеской тарели;

б - однодисковый с эксцентричной подвеской тарели;

в – многодисковый;

1 – корпус;

2 – тарелка клапана;

3 – крышка корпуса;

4 – рычаги;

5 – байпас.

 

Предохранительные клапаны устанавливают на напорных трубопроводах которые служат для предохранения их от разрыва при гидравлическом ударе. Такие клапаны могут быть пружинными, рычажными гасителями удара. Они применяются на трубопроводах диаметром более 300 мм и необходимость их использования должна быть подтверждена расчетом.