Сообщение

Оборудование тепловых сетей

Содержание материала

7. ОБОРУДОВАНИЕ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ

7.1. Прокладка трубопроводов.

Прокладка может быть наземной и подземной. Наземные теплопроводы разрешается прокладывать только в малонаселенной местности, либо по территории промышленного предприятия. Трубопроводы прокладываются по низким опорам, либо на мачтах, эстакадах и т.п. Не допускается прокладка по фасаду здания.

Подземная прокладка может быть канальная или бесканальная. Каналы могут быть проходные, полупроходные и непроходные. Проходные – при большом скоплении коммуникаций. Размеры канала - из условия свободного прохода человека. Полупроходные сооружаются когда трубопроводы требуют постоянного наблюдения, а сооружение проходных каналов экономически нецелесообразно. Размеры полупроходных каналов выбираются из условия прохода человека в полусогнутом состоянии (hв светуclip_image0021.4м).

Проходные и полупроходные каналы должны быть оснащены системой вентиляции, поддерживающей температуру воздуха в канале не выше 500С, иметь освещение (u<30В), иметь устройство для отвода дренажных вод, через каждые 200 метров должны быть люки.

Непроходные каналы – из готовых железобетонных конструкций. Размер канала зависит от диаметра прокладываемого трубопровода. В местах скопления арматуры делаются теплофикационные колодцы, павильоны, камеры.

Прокладка бесканальная может быть в литых, шамотных и засыпных конструкциях.

Трубопроводы, проложенные под землей, находятся в условиях, способствующих коррозии. Для защиты трубопроводов от влаги нужна гидроизоляция трубопровода (на сам трубопровод): покрытие гидрозолом, эмалирование, нанесение пленочных покрытий.

Для защиты от увлажнения на поверхность тепловой изоляции обязательно накладывается покрывной слой.

Для снижения уровня грунтовых вод делается попутный дренаж (с одной или двух сторон трубопровода укладываются керамические трубы d>250 мм через каждые 40 метров сооружают колодцы для прочистки дренажа).

Для защиты от блуждающих токов используют:

1. Катодную защиту. В грунт закладывают электроды и подают напряжение.

2. Электрическое секционирование трубопроводов. В этом случае элементы трубопроводов соединяются с использованием фланцев между которыми закладывают электроизоляционный материал.

3. Увеличение электрического сопротивления. На переходе рельсы – грунт (укладка рельсов на слой гравия), увеличение электросопротивления грунта (спец. добавки в почву), применение электроизоляционных покровных материалов, прокладка труба в трубе.


7.2. Опоры трубопроводов.

Опоры делят на свободные и неподвижные. Свободные опоры воспринимают вес трубопровода с тепловой изоляцией, теплоносителем и позволяют трубопроводу свободно перемещаться.

Неподвижные опоры воспринимают усилия внутреннего давления, реакцию компенсаторов и свободных опор. Они фиксируют положение трубопроводов.

clip_image004

Удельная нагрузка

qв=clip_image006

qв – вес трубопровода с изоляцией и снеговым покрытием на 1 м трубы. qг – горизонтальная составляющая (ветровое усилие).

clip_image008

k – аэродинамический коэффициент (1.4…1.6). Wв, rв – скорость и плотность воздуха.

dH – диаметр тепловой изоляции.

Расстояние между свободными опорами определяется либо по допустимым напряжениям на изгиб, либо по допустимой стреле прогиба y. Максимальный изгибающий момент на опоре есть

clip_image010

Стрела прогиба трубопровода определяется по формуле

 

 где EJ - жёсткость трубы; E- модуль Юнга; J- момент инерции.

clip_image014clip_image016 где W- полярный момент сопротивления трубы. Отсюда

clip_image018- расстояние между опорами.


Свободные опоры могут быть скользящими, роликовыми и катковыми.

clip_image020

Реакция на скользящей опоре определяется как N=Qbμ, Qb=1.5qbl

Здесь μкоэффициент трения скольжения; Qb - вертикальное усилие на опоре. Коэффициент 1.5 учитывает возможность провисания одной из опор. Скользящие опоры применяются для трубопроводов с диаметром меньше 400 мм.

1-тепловая изоляция;

2-опорный полуцилиндр;

3-скоба; 4-бетонный камень.

Рис.7.2. Скользящая опора

 

clip_image022

Горизонтальная реакция на роликовой опоре рассчитывается из условия равенства силовых моментов.

clip_image024 откуда clip_image026

Рис.7.3. Роликовая опора

Где S – коэффициент трения качения; m – коэффициент трения скольжения на поверхности цапфы; r – радиус цапфы; R – радиус ролика. Роликовые опоры применяются на трубопроводах среднего диаметра.

clip_image028

Рис.7.4. Катковая опора

Величина горизонтальной реакции определяется по формуле

clip_image030

где S1 – коэффициент трения качения при перемещении катка по опорной поверхности; S2 – коэффициент трения качения при перемещении стальной поверхности трубопровода по поверхности катка. Катковые опоры применяются на трубопроводах большого диаметра.

Из всех свободных опор наименьшее значение горизонтальной реакции имеют роликовые опоры.

В ряде случаев применяются также подвесные опоры.

clip_image032

1)                                    2)

Рис.7.5. Подвесные опоры

1. Простая;                        2. Пружинная


Неподвижные опоры воспринимают реакцию внутреннего давления, свободных опор и компенсатора.

Результирующее усилие, действующее на неподвижную опору, может быть представлено в виде

clip_image034

где a – коэффициент, зависящий от направления действия осевых усилий внутреннего давления с обоих сторон опоры. Если опора разгружена от усилия внутреннего давления, то a =0, иначе a =1; p – внутреннее давление в трубопроводе; Fв – площадь внутреннего сечения трубопровода; m – коэффициент трения на свободных опорах; Dl – разность длин участков трубопровода с обеих сторон неподвижной опоры; DS – разность сил трения осевых скользящих компенсаторов или сил упругости гибких компенсаторов с обоих сторон неподвижной опоры.

clip_image036

Рис.7.6. Схемы расположения опор

Схема 1. С обоих сторон неподвижной опоры А расположены сальниковые компенсаторы. Торцевые сечения участков трубопровода с обеих сторон опоры А открыты. Осевое усилие внутреннего давления не передается (а=0).

Схема 2. С обоих сторон опоры А расположены участки с естественной компенсацией. Торцевые сечения участка закрыты отводами с обоих сторон опоры А. Усилия внутреннего давления передаются, но они противоположны и равны (а=0).

Схема 3. На трубопроводе установлена задвижка. При ее закрытии с обеих сторон может установиться разное давление. Появится осевое усилие ((а=1).

Схема 4. С одной стороны – сальниковый компенсатор, с другой – гнутый (упругий) компенсатор. Осевое усилие внутреннего давления направлено от неподвижной опоры в сторону упругого компенсатора.


7.3. Компенсация температурных деформаций

Компенсация температурных деформаций стальных трубопроводов имеет исключительно важное значение при транспорте теплоносителя. При нагреве в стенке трубы возникают большие разрушающие напряжения. Если отсутствует компенсация температурных напряжений, то это может привести к разрушению трубопровода. Удлинение трубы при повышении температуры на Dt можно рассчитать по формуле

clip_image038

где l – расстояние между неподвижными опорами ; tM-температура при монтаже; a- коэффициент линейного удлинения; для углеродистой стали a = 1.2clip_image04010-5, 1/град Напряжение, возникающее при температурной деформации

s=clip_image042

Усилие сжатия, возникающее при нагреве в прямолинейном трубопроводе без компенсации

clip_image044

Для компенсации температурных деформаций используют различные пластичные вставки (компенсаторы).

По принципу действия компенсаторы разделяются на радиальные и осевые.

Осевые компенсаторы допускают перемещения трубопровода только по направлению оси. Их нельзя устанавливать близко к поворотам.

Осевые компенсаторы: сальниковые, линзовые (сильфонные).

clip_image046

Рис.7.7. Линзовый компенсатор

Линзовые компенсаторы устанавливаются на трубопроводах низкого давления – до 0.5 Мпа.

Наибольшее распространение получили гнутые компенсаторы.

clip_image047clip_image049

Рис.7.8. Схемы гнутых компенсаторов

Радиальные компенсаторы позволяют перемещение трубопровода и в осевом, и в радиальном направлениях. При радиальной компенсации термическая деформация трубопровода воспринимается за счет изгиба эластичных вставок или отдельных участков самого трубопровода.

7.4. Особенности температурной компенсации при бесканальной прокладке.


При бесканальной прокладке изоляция трубопровода находится в непосредственном контакте с грунтом, а также и под давлением грунта. При изменении температуры трубопровода возникает сила трения. Р – усилие возникающее при нагреве металла.

clip_image051

Кроме того, на трубопровод действует сила трения на протяжении всего трубопровода.

clip_image053

dтр = dиз, если имеет место адгезия изоляции к металлу трубы (трубопровод перемещается вместе с изоляцией). dтр = dн, если адгезия отсутствует и трение действует на поверхности металла. При нагреве трубы перемещение наблюдается только на тех участках, на которых P>N. Максимальное напряжение возникает в том сечении, где P=N. Участок, на котором P>N - защемлен. Увеличение Dt приводит к смещению сечения с максимальным напряжением ближе к опоре, и при некотором значении Dt это сечение будет размещаться над опорой. Предельное значение длины пролета от компенсатора до опоры можно рассчитать из условия P=N.

clip_image055

Для трубопровода без адгезии dср=dтр. При изменении температуры теплоносителя компенсация деформации происходит не на всей длине, а на участке l*от компенсатора в сторону опоры, на котором сила сжатия или растяжения больше силы трения.

clip_image057

При этом температурном режиме все сечения трубопровода на расстоянии l > l* находятся в защемленном состоянии, компенсации этих участков нет.

При Δt= Δt*, перемещение свободного конца составит: Δl=0.5αl(τ – t0), т.е. происходит недокомпенсация трубопровода.

При Δt > Δt*, напряжения в сечении над опорой меняются, удлинение составляет величину: ΔllΔt=0.5αlΔt*.

clip_image059

Рис.7.9. Температурные деформации и напряжения в бесканальных теплопроводах

а) - удлинение при начальном нагреве: 1 – действительное; 2 – при свободном перемещении;

б) – изменение напряжений при нагреве и охлаждении

При повышении температуры (от Δt =0 до Δt = Δt*) в данном сечении возникает напряжение сжатия, которое растет от 0 до -s1 (линия 0-1 на рис.7.8б). При дальнейшем повышении температуры - от Δt 1 до Δt 2 напряжение сжатия не меняется (линия 1-2). Процесс, происходящий при снижении температуры показан линией 2-3-4-5. На участке 2-3 температура снижается на Δt2- Δt3 = Δt1- Δt0, а напряжение сжатия уменьшается до 0. При дальнейшем снижении температуры – до Δt4 – возникает напряжение растяжения, которое растет от 0 до s1 при Δt4. При дальнейшем снижении температуры напряжение не меняется, т.к. сила сжатия больше силы трения. Последующие циклы нагрева и охлаждения характеризуются линией 5-6-7-2-3-4-5. При длине пролета больше lmax напряжение у опоры может стать больше допустимого, и трубопровод может быть разрушен.


7.5. Радиальная компенсация

Компенсация напряжений за счет изгиба отдельных участков самого трубопровода называется естественной компенсацией. Преимущества – простота устройства, надежность, разгруженность неподвижных опор от усилий внутреннего давления. Недостаток – поперечное перемещение деформируемых участков. Это требует увеличения сечения непроходных каналов и затрудняет применение засыпных изоляций и бесканальной прокладки.

 

clip_image061

Максимальное изгибающее напряжение в П-образном компенсаторе есть clip_image063где A=2{1/k[3.14Rl2-2.28R2l+1.4 R3]+0.67l3+l1l2-4R l2+2 l2l1-1.33 R3}. Это напряжение возникает в "спинке" компенсатора (верхняя горизонтальная перекладина). При предварительной растяжке компенсатора на половину теплового удлинения трубопровода компенсирующая способность есть clip_image065

Рис.7.10. Схема П-образного компенсатора