Строительство автомобильных дорог
Содержание материала
- Строительство автомобильных дорог
- Организация дорожно-строительных работ
- Подготовительные работы
- Сооружение земляного полотна
- Возведение насыпи
- Разработка выемки
- Уплотнение отсыпанных грунтов
- Отделка земляного полотна и укрепление откосов
- Устройство специальных слоёв в земляном полотне
- Устройство дорожной одежды
- Технология асфальтирования
- Технология работ по укладке асфальтобетонных смесей
- Все страницы
1. Основные понятия, терминология, классификация
Автомобильная дорога – комплекс сооружений, предназначенный для удобного, безопасного и круглогодичного движения автотранспорта с расчётными скоростями и нагрузками.
Конструктивно автомобильная дорога (автодорога) характеризуется поперечным и продольным профилями (рис.17.1.).
Рис.17.1. Профили автомобильной дороги: А) Поперечный профиль;
Б) продольный профиль; 1 – разделительная полоса, 2 – дорожная одежда, 3 – укрепительная полоса, 4 – обочина, 5 – основание под дорожную одежду,
6 – тело насыпи, 7 – уклоны (поперечный и продольный), 8 – кювет, 9 – зона сосредоточенного ведения работ, 10 – естественный профиль местности.
Ознакомимся с терминологией, характеризующей основные конструктивные элементы автомобильных дорог:
- поперечный профиль – поперечное сечение автодороги, характери-зующее составляющие конструктивные элементы;
- продольный профиль – продольное сечение автодороги, характери-зующее составляющие конструктивные элементы;
- проезжая часть – основная, эксплуатационная часть дороги, по которой осуществляется движение автотранспорта;
- земляное полотно – объём земляных работ по устройству насып-ной части автодороги;
- полоса отвода (отчуждения) – зона проведения строительных Ра-бот в поперечном сечении автодороги. Эта зона отводится при проектировании на весь комплекс строительства (включая орга-низацию строительства и перспективу расширения автодороги);
- разделительная полоса – конструктивная зона автодороги, разде-ляющая противоположные направления движения. Не предназна-чена для эксплуатации и носит, как правило декоративный вид ;
- дорожная одежда – основная, искусственно укреплённая часть проезжей части, предназначенная для эксплуатации;
- укрепительная полоса – часть дорожной одежды, расположенная между покрытием и обочиной. Служит для предохранения кромок покрытия в зоне повышенных нагрузок;
- дорожное покрытие – часть дорожной одежды, наиболее прочной в конструктивном отношении, предназначенная для движения транспорта;
- обочина – часть дорожной одежды, расположенная по границам поперечного профиля. Обочина имеет важное эксплуатационное значение (остановка и стоянка автотранспорта, движение пешехо-дов, расположение строительной техники при ремонтах и др.;
- кювет – водоотводная траншея с расчётным продольным уклоном, укреплённым дном и откосами;
- тело насыпи – суммарный объём земляных работ (насыпь), выпол-няемый при строительстве автодороги;
- зона сосредоточенного ведения работ – фронт работ большой трудоёмкости, сконцентрированный на ограниченном участке рельефа.
Дороги классифицируются по назначению и по конструкции покрытия.
По назначению автомобильные дороги делятся на:
- дороги общего назначения. Классификатор содержит шесть кате-горий дорог, характеризуемых следующими параметрами: интен-сивностью движения; шириной проезжей части; количеством полос движения; наличием обочин, разделительной и укрепительной полос;
- городские дороги, классифицируются по минимальному количеству и ширине полос движения, расчётной скорости движения, наличию тротуара. Выделяются скоростные, магистральные, местные (районные и городские) и внутриквартальные типы дорог;
- сельские дороги. Разбиты на три категории в зависимости от ширины проезжей части (3,5…6,0 м ) и наличии обочин.
- По конструкции покрытия дороги разделяются на:
- автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием (капи-тальные и облегчённые). Это асфальтобетонное, цементно-бетонное и брусчато-мостовое покрытия;
- переходные покрытия: сборные железобетонные плиты, щебёночные, грунтощебёночные и шлаковые покрытия;
- низшие: грунтовые дороги, укреплённые гравием, щебнем, дресвой.