Сообщение

Механизмы для монтажных работ

Содержание материала

Механизмы для монтажных работ, расчет рабочих параметров монтажных кранов

Монтажные краны и их характеристика

С технологической точки зрения монтажные машины классифицируются по их мобильности и зоне монтажа, которую они могут обслуживать. По этим при­знакам монтажные краны и механизмы можно разбить на несколько основных групп (рисунок 1).

Стационарные монтажные машины допускают ведение монтажа в строго за­фиксированном пространстве, ограниченным радиусом их действия. При пере­мещении на новую стоянку механизм необходимо полностью или частично де­монтировать. К таким стационарным механизмам относят монтажные стрелы, мачты, шевры, мачтово-стреловые краны, ленточные и тросовые подъемники, приставные краны и др.

Ограниченно мобильные машины позволяют вести монтажные работы в зоне, ширина которой определяется радиусом их действия, а длина — длиной пути их перемещения. Монтажные краны этой группы способны перемещаться со сто­янки на стоянку в пределах зоны монтажа, практически при этом не вызывая

перерывов в работе. При изменении зоны или объекта монтажа необходимо пе­реложить подкрановые пути на новое место, переместить механизм или демон­тировать его и собрать на новом объекте работ. К ограниченно мобильным мон­тажным кранам относятся башенные краны, портальные, козловые, железнодо­рожные, крышевые и кабельные краны, передвижные жестконогие стреловые краны и др.

Мобильные монтажные машины практически не имеют ограничения зоны ра­боты. Они легко перемещаются с одной стоянки на другую, с одного объекта на другой и быстро приводятся из транспортного в рабочее состояние. Ктаким ма­шинам относят самоходные стреловые краны на гусеничном и пневмоколесном ходу, автомобильные и тракторные краны, краны на спецшасси автомобильного типа, вертолеты.

Специальные монтажные машины составляют специфическую группу. Эти машины могут представлять разновидность выпускаемых машин либо усовер­шенствованный вариант существующих. К таким машинам относят ползучие и переставные краны для монтажа башен и труб, гидравлические подъемники, кра­ны для монтажа градирен и др.

Монтажные краны и механизмы помимо основных рабочих параметров (гру­зоподъемность, высота подъема крюка, вылет стрелы) должны обладать доста­точно малой скоростью опускания груза (0,2 м/мин), обеспечивая плавную по­садку конструкций.

clip_image002

1 — стрема монтажная; 2 — мачта монтажная; 3 — кран мачтово-стреловой вантовый; 4 — шевр; 5 — подъемник портальный гидравлический; краны: 6— приставной; 7— приставной самоходный; 8— самоподъемный; 9— башенный со стрелой; 10 — башенный с балочной стрелой; 11 — башенный с шарнирно-сочлененной стрелой; 12 — башенный с наращиваемой башней; 13 — гусеничный самоходный стреловой; 14 — самоходный гусеничный с башенно-стреловым оснащением; 15 — самоходный пневмоколесный стреловой с управляемым гуськом; 16— самоходный пневмоколесный с телескопической стрелой

Рисунок 1 – Разновидности монтажных механизмов


Самоходные стреловые краны

Такие краны на гусеничном и пневмоколесном ходу широко применяются в промышленном строительстве, так как обладают большой маневренностью. На кранах устанавливается стреловое или башенно-стреловое оборудование (рисунок 2). Стреловое оборудование может быть невыдвижным, выдвижным и теле­скопическим. Стрела с невыдвижным оборудованием выполняется решетчатой с секциями, жестко соединенными одна с другой. При выдвижном оборудова­нии стрела для изменения ее длины (без рабочей нагрузки) выполняется состоя­щей из нескольких выдвижных секций. В телескопическом варианте длина стре­лы изменяется при рабочей нагрузке за счет выдвижения одной или нескольких секций.

clip_image004

а-в – стрелы с жестким оголовником; г – телескопическая стрела; д – клюв; е, ж – гусек управляемый и неуправляемый; з – вильчатый оголовок

Рисунок 2 – Стреловое оборудование, устанавливаемое на самоходные краны

Все виды стрелового оборудования могут быть оснащены гуськом, допускаю­щим применение второго крюка. Башенно-стреловое оборудование монтирует­ся после установки крана на строительной площадке.

Краны могут быть оснащены стрелами значительной длины, гуськом и, позво­ляющими увеличить вылет крюка при небольшом наклоне стрелы. Это придает кранам универсальность, так как позволяет монтировать здания различной вы­соты, поднимать элементы различной массы при различных вылетах стрелы. Самоходные краны универсальны и своим рабочим оборудованием, в том числе и башенно-стреловым, с которым тяжелые монтажные гусеничные краны работают до 80% времени своего пребывания на строительной площадке. Башенно-стреловое оборудование (стрелу и гусек) монтируют и демонтируют с помощью стреловой лебедки и лебедки вспомогательного подъема.

В последние годы нашли широкое распространение самоходные краны с те­лескопическими стрелами. Мобильность кранов позволяет им, при необходимос­ти, обслуживать несколько объектов в пределах одной строительной площадки. Краны этой группы можно легко и быстро подготовить к переезду на другую стро­ительную площадку и также быстро подготовить к рабочему состоянию. Само­ходные краны способны маневрировать с грузом, приподнятым над землей со скоростью 0,5...3 км/ч.

Наиболее мобильные из стреловых самоходных кранов — автомобильные и пневмоколесные, передвигающиеся со скоростью соответственно до 75 и 30 км/ч. Однако автомобильные и пневмоколесные краны в основном работают с использованием выносных опор. Поэтому масса груза, с которой могут передвигаться эти краны, значительно меньше, чем грузоподъемность при работе на выносных опорах, что существенно снижает область их применения. Кроме этого установ­ка на выносные опоры связана с потерей времени и уменьшением маневреннос­ти кранов.

Гусеничные краны обладают хорошей проходимостью и маневренностью, они могут передвигаться с грузом на стрелах различной длины. Поэтому на монтаже, тяжелых конструкций в большинстве случаев применяют гусеничные краны.


Стреловые краны на гусеничном ходу. По типу ходовых устройств эти краны де­лят на гусеничные нормальные и гусеничные с увеличенной поверхностью гусе­ниц. Они не требуют специальной подготовки основания, так как имеют самое малое давление на грунт по сравнению с другими стреловыми самоходными кра­нами. Эти краны маневренны, могут поворачиваться на месте при одной заторможенной гусенице. Гусеничные краны можно перебазировать с объекта на объект, перевозя их на специальных автомобильной или железнодорожной платмформах. Гусеничные краны обладают большой маневренностью и устойчивостью, имеют грузоподъемность 16. ..250 т, длины стрел от 6,5 до 40 м.

Стреловые краны на пневмоколесном ходу. Данный тип кранов чаще всего применяется при строительстве объектов со средними объемами работ и для обслу­живания объектов, находящихся на небольшом удалении один от другого, что обусловлено небольшой скоростью их передвижения. Основным стреловым обо­рудованием кранов являются жесткие решетчатые стрелы.

Эти краны имеют грузоподъемность 16... 100 т, оборудованы стрелами до 25 м, имеют хорошую устойчивость и могут перемещаться по горизонтальной площадке с грузом на крюке, меньшим максимальной поднимаемой массы. Для подъе­ма и монтажа максимального для крана груза он предварительно должен быть выставлен на выносные опоры – аутригеры для повышения опорной зоны и устойчивости крана.

Сменным стреловым оборудованием пневмоколесных кранов являются уд­линенные стрелы и удлиненные стрелы с гуськом. Башенно-стреловое оборудование выполняется в виде управляемого гуська или в виде маневровой стрелы.

Пневмоколесные краны могут иметь шасси автомобильного типа и специальные пневматические шасси. Шасси имеют от двух до пяти осей, в том числе две ведущие; число осей тесно связано с грузоподъемностью крана. В кранах с теле­скопической стрелой выдвижение секций стрелы может производиться с грузом на крюке.

Благодаря мобильности, возможности передвигаться своим ходом и на бук­сире пневмоколесные краны нашли широкое применение.

Стреловые автомобильные краны.

Краны применяют на вспомогательных и погрузочно-разгрузочных работах, на монтаже мелких, разобщенных, невысоких объектов из элементов малой массы. Недостатками автомобильных кранов являются наличие двух кабин – одной для управления транспортированием и второй – для выполнения монтажных процессов. Малая устойчивость крана при подъеме кон­струкций требует в большинстве случаев постановки крана на выносные опоры.

Автомобильные краны с телескопическими стрелами могут применяться в стесненных условиях строительной площадки, в закрытых зданиях. При работе на выносных опорах грузоподъемность на 80 % выше, чем без них.

Краны на спецшасси автомобильного типа. Краны этой группы предназначены для работы на строительных объектах, в том числе рассредоточенных, при крат­ковременном пребывании и, в основном, разовых подъемов тяжелых и габарит­ных грузов. Краны на спецшасси выпускают нескольких модификаций, имеют грузоподъемность 25. ..250 т, высота подъема грузов может доходить до 82 м, вы­лет стрелы до 60 м. Самый мощный кран этого типа фирмы «Либхер» с семисекционной стрелой длиной 84 м с максимальной грузоподъемностью 500 т. При необходимости эту стрелу можно удлинить с помощью дополнительной секции — решетчатой стрелы, благодаря чему достигается высота подъема до 140 м. Кран может выполнять грузовые операции на выносных опорах и без них. Кран может передвигаться по строительной площадке с грузом на крюке.

Шасси кранов могут иметь от 4 до 9 осей, из которых два ведущих и два-четы­ре управляемых моста, что значительно повышает их проходимость.


Башенные краны применяют в гражданском и промышленном строительстве. Учитывая огромное разнообразие кранов, существует несколько классификаций для них. Башенные краны подразделяются по способу установки на строитель­ной площадке, по типу ходового устройства, башни и стрелы.

По способу установки краны подразделяют на стационарные, передвижные и самоподъемные. Стационарные краны устанавливаются на фундамент и обслу­живают площадку с этой одной стоянки. При большой высоте возводимого зда­ния и, соответственно, монтажного крана, стационарный кран дополнительно необходимо крепить к каркасу возводимого здания и в этом случае они стано­вятся приставными кранами. В ряде случаев приставной кран до определенной высоты может работать как передвижной с опорной частью, аналогичной пере­движным кранам.

Самоподъемными называются краны, устанавливаемые на конструкциях воз­водимого сооружения и перемещаемые вверх по мере возведения здания с помо­щью собственных механизмов. Приставные и самоподъемные краны применя­ют главным образом при строительстве зданий повышенной этажности.

Опорная часть передвижных башенных кранов располагается на ходовой те­лежке, которая на стальных ходовых колесах перемещается по рельсовому пути при помощи механизма передвижения крана. Опорная часть стационарных кра­нов представляет собой раму, установленную на монолитном основании.

По типу применяемых башен различают краны с поворотной и неповорот­ной башней. В кранах с поворотной башней опорно-поворотное устройство размещено на ходовой части или портале. При повороте вращается весь кран за исключением ходовой части. В кранах с неповоротной башней опорно-поворот­ное устройство размещено на верху башни. У этой группы кранов вращается толь­ко стрела, оголовок и противовесная консоль, с размещенными на ней механиз­мами и противовесом.

В зависимости от способа изменения вылета и типа стрелы, башенные краны делятся на краны с подъемной и балочной стрелами. Изменение вылета в них осуществляют изменением наклона стрелы посредством стреловой лебедки и стрелового полиспаста, либо перемещением грузовой тележки (каретки) по стре­ле с помощью тяговой лебедки.

Для обеспечения устойчивости передвижных кранов на поворотной платфор­ме или в нижней части неповоротной башни укладывают балласт.

Достоинства башенных кранов:

• хороший обзор крановщиком монтажной зоны;

• расположение стрелы на большой высоте, вследствие чего она не пересекает конструкции строящегося объекта;

• простота и надежность в эксплуатации;

• большие линейные размеры рабочей зоны.

Недостатки башенных кранов — необходимость устройства подкрановых пу­тей для передвижных кранов и специально подготовленной опорной поверхно­сти для стационарных, монтаж и демонтаж крана при его перебазировке, слож­ности при перевозке.

Башенные краны используют для монтажа гражданских и промышленных зданий и сооружений. Сравнительно высокие затраты на транспортирование, монтаж и демонтаж башенных кранов, необходимость устройства подкрановых путей определяют область использования этих кранов — монтаж больших объе­мов конструкций, а также зданий большой высоты и протяженности.


Башенные краны с поворотной платформой широко применяют в жилищном, гражданском и промышленном строительстве. Их отличают сравнительно ма­лые сроки монтажа и демонтажа, техническое обслуживание облегчено благода­ря размещению основных механизмов в нижней части крана. Имеется много модификаций кранов данного вида. Максимальные характеристики: грузоподъ­емность 6,2...25 т на вылете соответственно 40...16 м.

Башенные краны с неповоротной башней имеют грузоподъемность 10...50 т при вылете 4. ..65 м, высота подъема до 85 м. Увеличенная грузоподъемность и высота подъема груза приводят к большой общей массе крана, что затрудняет создание механизмов с опорно-поворотным устройством в нижней части машины. Дос­тоинство передвижных кранов с неповоротной башней в возможности их пере­оборудования и использования в качестве приставного крана.

Краны этого типа отличаются друг от друга количеством секций башни и стре­лы, наличием дистанционного радиопрограммного управления. В неповоротной башне размещен пассажирский подъемник на два человека. Башню наращивают сверху сменными секциями посредством собственных механизмов крана.

Наращивание осуществляют с помощью монтажной стойки и монтажной лебед­ки, расположенных сбоку башни.

Башенные приставные краны предназначены для возведения многоэтажных гражданских и промышленных зданий большой высоты (150 м и более). При­ставные краны в ряде случаев являются универсальными — самоподъемными и передвижными. При небольшой высоте возводимого здания их устанавливают на подкрановые пути и они становятся передвижными, при большой высоте — стационарными приставными. Благодаря сменным секциям башни изменяют высоту подъема крюка, что позволяет кабину управления краном располагать относительно невысоко над монтажным уровнем здания.

Высота башни может изменяться в пределах от 8 до 150 м посредством смен­ных секций, количество которых доходит до 27. Крепление крана к строящемуся зданию осуществляют с помощью специальной рамки, присоединенной к баш­не и связей. При 9 секциях башни устраивают одна связь со зданием, при 27 сек­циях — три. Опорой крана служит бетонный фундамент, кран крепится к нему с помощью анкерных болтов.

Самоподъемные башенные краны обычно устанавливают в лифтовых шахтах воз­водимых многоэтажных и высотных зданий, перемещают при необходимости с помощью полиспастов на высоту 2...3 этажей и закрепляют на перекрытии, по­этому высота подъема таких кранов не регламентируется. Грузоподъемность кра­нов до 10 т, вылет стрелы до 30 м.

Специальные краны и механизмы

Козловые краны преимущественно применяют на погрузочно-разгрузочных работах при обслуживания складов и заводов-полигонов строительной индуст­рии и на площадках укрупнительной сборки конструкций. Они нашли приме­нение в промышленном, энергетическом и транспортном строительстве при воз­ведении зданий и сооружений, монтаже технологического оборудования.

Конструктивно кран представляет пролетное строение в виде ригеля, уста­новленного на опорах-козлах, перемещающихся по наземному крановому пути. По ригелю передвигается электроталь или грузовая тележка. Пролет козлового крана равен расстоянию между осями рельсов.

Максимальные характеристики козловых кранов: грузоподъемность до 80 т при одном крюке и 2x50, т. е. 100 т при двух крюках, высота подъема — 42 м, пролет —до 50 м.

К достоинствам козловых кранов относят простоту конструкции, высокую устойчивость, независимость грузоподъемности и высоты подъема от места на­хождения груза в рабочей зоне крана, хороший обзор из кабины машиниста.

Специальные краны. При строительстве промышленных зданий и сооружений строители сталкиваются с многообразием весовых характеристик поднимаемых элементов конструкций и технологического оборудования.

Для подъема единичных элементов, которые превышают грузоподъемность наличных кранов, используют сложные и трудоемкие методы временного уве­личения грузоподъемности кранов или применяют специальные грузоподъем­ные механизмы: монтажные мачты, порталы, шевры, гидроподъемники, уста­новщики укрупненных блоков и др.

Мачты, шевры и порталы применяют в последнее время все реже. Иногда их используют для подъема конструкций большой массы, а также в особых услови­ях монтажа.


Определение производительности кранов

При выполнении монтажных работ в качестве грузоподъемных механизмов, как правило, используются краны, часовая производительность которых определяется формулой

Пк = 60clip_image006Qкclip_image006[1]Kгclip_image006[2]Kвц,

где Q – грузоподъемность крана, т;

Кг, Кв – коэффициенты использования крана по грузоподъемности и времени соответственно;

Тц – время, затрагиваемое на один цикл работы, мин.

Анализируя формулу, можно определить пути повышения производительности кранов:

- повышение Кг путем увеличения массы поднимаемых конструкций за счет укрупнения и группового подъема элементов;

- повышение Кв за счет снижения потерь времени на технологические перерывы, улучшения организации труда и трудовой дисциплины;

- снижение Тц за счет сокращения доли ручного труда, повышения квалификации машиниста и рабочих, использования монтажных средств.

Коэффициент использования крана по грузоподъемности

Кг = clip_image009qi /Qli,

где qi – масса монтируемых элементов, т;

Qli - грузоподъемность крана при вылете стрелы l, т.

Продолжительность монтажного цикла

Тц = tстр + tпод + tуст + tвыв + tзак + tоп,

где tстр – время строповки сборного элемента, мин;

tпод – время подъема на монтажный горизонт, мин;

tпод = Н/Vср,

где Н – высота подъема груза, м;

Vcp – средняя скорость подъема груза, м/с;

tуст – время установки, мин;

tвыв – время выверки, мин;

tзак – время закрепления, мин;

tоп – время операции (время перемещения крюка с монтажного горизонта до места складирования конструкции).


Выбор монтажных кранов по техническим параметрам

Эффективность монтажа конструкций в значительной мере зависит от при­меняемых монтажных кранов. Выбор крана для монтажа сборных конструкций зависит от геометрических размеров зданий, расположения и массы монтируе­мых конструкций, характеристики монтажной площадки, объема и продолжи­тельности монтажных работ, технических и эксплуатационных характеристик монтажных кранов.

При выборе кранов сначала подбирают их типы и марки, по техническим характеристикам, отвечающим предъявленным требованиям, затем определяют наиболее экономически выгодный вариант.

Основными рабочими параметрами монтажных кранов являются:

- грузоподъемность Qкр – способность крана поднять груз с наибольшей массой при сохранении необходимого запаса устойчивости и прочности, т;

- высота подъема крюка Нкр – расстояние от уровня стоянки крана до крюка при стянутом полиспасте и определенном вылете крюка, м;

- вылет крюка Lкр – расстояние между вертикальной осью вращения поворотной платформы и вертикальной осью, проходящей через центр крюковой обоймы, м;

Грузовой момент Мгр – произведение массы груза в тоннах на величину вылета крюка, тм.

Требуемая грузоподъемность Qтркр определяется по формуле

Qтркр > Pn max ; Pпэ = Pпк + Pпо,

где Рnк – масса монтируемого конструктивного элемента;

Рnо – масса установленного на нем оснастки (массы такелажного и монтажного приспособления, конструкции временного усиления элемента).

Определение рабочих параметров для башенных кранов

clip_image011

Рисунок 3 – Схема определения параметров башенного крана

Требуемая высота подъема крюка Нтркр

Нтркр = hо + һз + һэ + һс,

где hо – превышение опоры монтируемого элемента над уровнем стоянки крана, м;

һз – запас по высоте, требующийся по условиям монтажа для заводки конструкции к месту установки или переноса ее через ранее смонтированные конструкции (обычно принимается не менее 0,4-1,0 м), м;

Һэ – высота элемента в монтажном положении, м;

Һс – высота строповки в рабочем состоянии от верха монтируемого элемента до низа крюка крана (в пределах 1-4 м), м.

Требуемый вылет крюка lтркр

Lтркр = а/2 + в + с,

где а – ширина кранового пути, м. В некоторых источниках вместо а/2 подставляют значение Rз.г. – радиуса, описываемого хвостовой частью крана при его повороте (задний габарит). Ориентировочно Rз.г. принимают равным 3,5 м для кранов грузоподъемностью до 5 т; 4,5 – от 5 до 15 т; 5,5 м – более 15 т.

в – расстояние от кранового пути до проекции наиболее выступающей части стены, м.

Величина грузового момента Мгтр при монтаже данного элемента определяется по формуле

Мгтр = Ргтрln, Mтргр = Ммахгр


Определение рабочих параметров для самоходных стреловых кранов

Стреловые краны, часто используемые для монтажа одно­этажных промышленных зданий, подбирают для монтажа наиболее тяжелых эле­ментов каркаса (колонна, подкрановая балка, подстропильная или стропильная ферма), которые могут монтироваться при минимальном вылете стрелы, и про­веряют на возможность укладки относительно легких элементов (плиты пере­крытий и покрытий), которые необходимо поднимать над фермами и уклады­вать на них, т. е. на значительно большем вылете стрелы.

Требуемые максимальную грузоподъемность и высоту подъема крюка опре­деляют аналогично башенным кранам. Для каждого монтируемого элемента не­обходимо четко определять монтажный горизонт; расчетные размеры элемента; фактическую высоту монтажных приспособлений. Так, для колонны необходи­мо учитывать всю ее высоту и только часть строповки над уровнем верха колон­ны, для фермы — верх уже установленной колонны, для плиты покрытия — уро­вень конька установленной фермы.

Необходимо помнить, что монтаж колонн, балок и ферм выполняется на ми­нимальном вылете крана, поэтому для выбора оптимального крана для этих кон­струкций требуется определить необходимую грузоподъемность и высоту подъема крюка, вылет стрелы определять не нужно.

Высота подъема стрелы

Нтрстр = Нтркр + һп,

где һп – высота полипласта в стянутом состоянии, м.

Требуемый вылет крюка

Lтркр = (a + d') (Hтрстр – hш)/(hn + hc) + с,

Lтркр = ( b + d'') (Hтрстр – h ш)/(h п + hс + hэ + hз) + с,

где һш – высота шарнира пяты стрелы от уровня стоянки крана, м;

а – расстояние от центра строповки поднимаемого элемента в проектном положении до точки здания, выступающей в сторону стрелы, м;

с – расстояние от оси вращения крана до оси шарнира пяты стрелы, м.

При определении значений d', d'' необходимо учесть, что минимальный зазор между стрелой и элементом и между стрелой и зданием в зависимости от длины стрелы должен составлять соответственно 0,5-1,0 и 0,5-1,5 м.

Требуемая длина стрелы Lстр

clip_image013

clip_image014clip_image015

Рисунок 4 – Схема определения параметров самоходных стреловых кранов, оборудованных монтажной стрелой


Основы монтажа конструкций промышленных зданий с железобетонным каркасом

Колонны одноэтажных зданий устанавливают в стаканы столбчатых фундаментов, при этом масса колонн может превышать 20 т, высота 20 м. Колоны высотой более 10,8 м оснащаются навес­ными лестни­цами.

Вылет стрелы L крана при расположении его внутри ячейки здания при центральной осевой про­ходке или со смещением к фундаментам на расстояние dсмещ. (рисунок 2) определяется по формулам

L=clip_image017 или L¢=clip_image019 ; Lc=clip_image021,

где П, Ш – пролет и шаг.

Тяжелые колонны обычно монтируют с транспортных средств или предварительно раскладывают колонны основанием, обращенным к фундаментам, поднимают и переводят способом поворота или скольжения. Легкие колонны предварительно доставляют в зону монтажа и раскладывают вершинами, обращенными к фундаменту.

Строповку колонн осуществляют с использованием коротких траверс с рамочными, штыревыми или фрикционными захватами, оборудованными системами дистанционной расстроповки.

clip_image024clip_image025

Рисунок 5 – Определение графическим способом технических характеристик крана для монтажа колонн

Выверку и временное закрепление колонн в зависимости от их размеров, массы и места установки производят с помощью индивидуальных кондукторов или инвентарных стальных, деревянных, железобетонных клиньев (по два у каждой грани колонны).

При высоте колонн более 8 м и массе, превышающей 5 т, дополнительно к клиньям применяют расчалки, прикрепляемые к соседним фундаментам или специальным анкерам (для крайних колонн).

clip_image026а – легких, б – тяжелых

Рисунок 6 – Способ раскладки колонн перед монтажом

Окончательная выверка производится методом наклонного проектирования по верхним и нижним рискам двумя теодолитами во взаимноперпендикулярных плоскостях.


Монтаж подкрановых балок

Железобетонные подкрановые балки длиной 6 м захватывают стропами за петли, канатами в «обхват», специальными клещевыми захватами, длиной 12 м – поднимают с помощью траверсы.

Монтаж подкрановых балок осуществляют с предварительной раскладкой у места монтажа в зоне действия монтажного крана или транспортных средств.

Подкрановые балки укладывают на консоль колонны, и после проверки правильности положения относительно контрольных рисок фиксируют анкерными болтами, выполняют геодезическую проверку в плане и по высоте, после которой крепят вверху с колоннами за счет стальных планок, привариваемых к закладным деталям.

При монтаже балок с предварительной раскладкой у места монтажа их складывают на деревянные подкладки на расстоянии от оси колонн 2,8-4,0м. в «елочку», что позволяет свободно рассмотреть торцы балок.

Монтаж стропильных ферм, ребристых плит покрытия и плит КЖС.

Стропильные фермы и балки покрытия монтируют после установки и закрепления всех нижерасположенных конструкций каркаса здания, как и с предварительной раскладкой у места монтажа, так и непосредственно с транспортных средств. Балки и фермы раскладывают длинной стороной вдоль ряда колонн в пределах монтируемого пролета, ближе к крану, чтобы смог с монтажной стоянки установить в проектное положение без изменения вылета крюка.

Перед подъемом балки и фермы оборудуются люльками и лестницами, закрепляют распорками для временного крепления, страховочный канат, расчалки и оттяжки.

Стропильные балки и фермы устанавливаются на оголовки колонн, выверяя их в положение в плане по рискам разбивочных осей, нанесенных на опорах, наводку на опору производят при помощи оттяжек.

Устойчивость первой фермы после её подъема, установки и выверки обеспечивают расчалками, а последующих – инвентарными распорками длинной 6 и 12 м, закрепляемых струбцинами на верхних поясах монтируемой и уже установленной ферм. Фермы пролетом 18 м скрепляются одной распоркой, пролетом 24 и 30 м – двумя.

Распорки снимают только после окончательного закрепления ферм и укладки плит покрытия.

При монтаже плит покрытия вылет стрелы определяется по расстоянию до конца наиболее удаленной плиты шириной.

Плиты покрытия предварительно раскладывают в зоне действия монтажного крана или подают на транспортных средствах под монтаж. Перед подъемом плиты снабжаются инвентарным ограждением, крепимых к монтажным петлям.

Плиты приваривают к закладным деталям ферм в трех точках, после чего освобождают от строп.


Монтаж стеновых панелей осуществляют после монтажа каркаса всего здания или отдельно его части.

Монтаж стен из панелей длинной 6 и 12 м, высотой от 0,6 до 12 м ведут самостоятельным потоком, используя обычные краны на пневматическом или гусеничном ходу, а также, кранами со специальным башенно-стреловым оборудованием, оснащенным перемещающимися рабочими подмостями.

Монтажные краны перемещаются по периметру здания с наружной его стороны, при этом ширина монтажной зоны зависит от места расположения крана, кассет и вылета стрелы крана.

Железобетонные каркасы многоэтажных зданий состоит из колонн, балок (ригелей) и плит перекрытий. В многоэтажных зданиях различного назначения развитие строительно-монтажных процессов возможно в горизонтальном (поэтажное возведение объекта), вертикальном (строительство отдельными ярусами на высоту всего здания) и комбинированном направлениях.

Сборные конструкции многоэтажных зданий монтируют комплексным методом. В зависимости от размеров здания и требований, связанных с монтажом технологического оборудования, могут быть приняты следующие схемы расположения стреловых и башенных кранов относительно здания: один или несколько кранов с одной стороны; два или несколько кранов, устанавливаемых с двух сторон здания; один или несколько кранов, устанавливаемых в пятке застройки здания.

Колонны нижнего этажа обычно опираются на фундаменты стаканного типа, на остальных этажах стыкуются друг с другом на высоте 0,6…0,7м от уровня пола. Торцы колонн соединяются сваркой металлических оголовков или выпуском арматуры, ригели и плиты свариваются по закладным деталям.

Колонны нижнего этажа устанавливают в стаканы с использованием клиньев и клиньевых вкладышей, с помощью подкосов, а для монтажа колонн последующих этажей рекомендуется применять на один этаж одинаковые, а при колоннах на 2…3 этажа – групповые кондукторы.

Многоэтажные здания с железобетонным каркасом монтируют башенными и стреловыми краном, при этом устанавливают краны так, чтобы не было мертвых зон, которые не могут обслужить краны, а также, чтобы не было возможности столкновения стрел или поднимаемых грузов.

К монтажу ригелей первого этажа приступают после достижения бетоном стыка колонны с фундаментом 50% проектной прочности летом и 100% – зимой. Смещение осей ригелей относительно разбивочных осей на опорных консолях колонн не должно превышать ± 5мм.

Плиты перекрытий и покрытий монтируют, начиная с установки всех межколонных плит и приварки их на четырех углах к ригелям.

Внутренние стеновые панели монтируют в промежуток времени между сваркой стыков колонн и укладкой ригелей и плит перекрытий, размещаемых над ними. Стеновые панели устанавливают на слой раствора, выверяют и временно закрепляют с помощью подкосов, а затем сваривают с колоннами.

Монтаж наружного стенового ограждения ведут с отставанием по времени от монтажа несущих конструкций на один ярус, что связано с необходимостью закрепления стыков колонн; устраиваются по захваткам или по периметру всего здания.