Сообщение

Монтажные работы

Содержание материала

Классификация методов монтажа. Подготовка, выверка и временное закрепление строительных конструкций.

Под монтажом понимается сборка и установка строительных конструкций из предварительно изготовленных элементов с применением грузоподъемных механизмов (кранов).

При выполнении монтажных работ большое значение имеют технологичность конструкций и схема монтажа.

Под монтажной технологичностью следует понимать степень приспособленности данной конструкции, здания, сооружения к монтажу с минимальными затратами труда, средств и времени. При этом основными принципами монтажной технологичности являются:

• минимальное количество типоразмеров монтируемых элементов, т. е. степень типизации конструкций;

• максимальная строительная готовность поставляемых конструкций — сте­пень точности геометрических размеров и положения закладных деталей;

• удобство строповки, подъема, установки и выверки всех элементов;

• простота и удобство заделки всех стыков и заливки швов;

• близкий к 1 показатель монтажной массы, выражающий отношение сред­него веса конструкций к максимальному, т. е. их укрупненность и равновесность.

Степень равновесности сборных элементов Ср определяется по формуле

Ср = mcp/mmax,

где mcp – средняя масса монтажных элементов;

mmax – масса наиболее тяжелого элемента.

В зависимости от организации подачи элементов под монтаж в зоне действия монтажного крана, с транспортных средств (с «колес») и с подачей элементов к месту монтажа от приобъектных складов и площадок укрупнительной сборки.

Комплексный технологический процесс монтажа сборных строительных кон­струкций — совокупность процессов и операций, в результате выполнения ко­торых получают каркас, часть здания или сооружения, полностью возведенное сооружение. Совокупность процессов, позволяющая получить готовую смонтированную продукцию, состоит из транспортных, подготовительных, основных и вспомогательных процессов. Схема комплексного технологического процесса монтажа строительных конструкций приведена на рисунке 1.

Транспортные процессы состоят из транспортирования конструкций на цент­ральные и приобъектные склады, погрузки и разгрузки конструкций, сортиров­ки и укладки их на складах, подачи конструкций с укрупнительной сборки или складов на монтаж, транспортирование материалов, полуфабрикатов, деталей и приспособлений в зону монтажа. При складировании конструкций особо конт­ролируют их качество, размеры, маркировку и комплектность. При монтаже зда­ний с транспортных средств исключаются процессы разгрузки и сортировки, так как конструкции сразу подаются на монтаж.

Подготовительные процессы включают: проверку состояния конструкций, ук-рупнительную сборку, временное (монтажное) усиление конструкций, подго­товку к монтажу и обустройство, подачу конструкций в виде монтажной едини­цы непосредственно к месту установки. Дополнительно входят процессы по ос­настке конструкций приспособлениями для временного их закрепления и безо­пасного выполнения работ, нанесение установочных рисок на монтируемые эле­менты, навеска подмостей и лестниц, если это требуется выполнить до подъема конструкций.

Вспомогательные процессы включают подготовку опорных поверхностей фун­даментов, выверку конструкций, если ее выполняют после их установки, устрой­ство подмостей, переходных площадок, лестниц и ограждений, выполняемых в период установки конструкций.


Основные или монтажные процессы — установка конструкций в проектное по­ложение или собственно монтаж. В состав монтажных процессов входят:

• подготовка мест установки сборных конструкций;

• строповка и подъем с необходимым перемещением в пространстве, ори­ентировании и установке с временным закреплением;

• расстроповка;

• окончательная выверка и закрепление;

• снятие временных креплений;

• заделка стыков и швов.

В зависимости от организации подачи элементов под монтаж в зоне действия монтажного крана, с транспортных средств (с «колес») и с подачей элементов к месту монтажа от приобъектных складов и площадок укрупнительной сборки.

Монтаж «с колес» предполагает выполнение на строительной площадке в ос­новном только собственно монтажных процессов. Полностью изготовленные и подготовленные к монтажу конструкции поставляют на строительную площад­ку с заводов-изготовителей в точно назначенное время и эти конструкции не­посредственно с транспортных средств подают к месту их установки в проектное положение. Такая организация строительного процесса должна обеспечивать комплектную и ритмичную доставку только тех конструкций, которые должны быть смонтированы в данный конкретный момент. Этот метод прогрессивен, при нем практически отпадает потребность в приобъектном складе, исключается промежуточная перегрузка сборных элементов, создаются благоприятные усло­вия для производства работ на стесненных строительных площадках. Организа­ция труда на строительной площадке начинает напоминать заводскую техноло­гию сборочного процесса, обеспечивается ритмичность, непрерывность строи­тельного процесса.

 clip_image001

Рисунок 1 – Схема комплексного технологического процесса монтажа строительных конструкции


Основной вид транспорта для перевозки сборного железобетона — автомо­бильный при дальности транспортирования до 200 км.

Отпуск сборных конструкций производят при достижении бетоном 100%-ной прочности в зимнее время и 70%-ной прочности в летнее, при условии, что за­вод-изготовитель гарантирует набор бетоном марочной прочности к 28-дневно­му возрасту.

Элементы длиной до 6 м транспортируют на бортовых автомашинах. Более длинные элементы — на автопоездах с прицепами и на безбортовых полуприце­пах при массе элементов более 14 т; на прицепах-трейлерах — до 40 т; на панеле-, фермо-, блоковозах — до 35 т.

Укладку сборных элементов на транспортные средства производят с учетом следующих требований:

• элементы должны находиться в положении, близком к проектному, за исключением колонн, которые перевозят в горизонтальном положении;

• необходимо, чтобы элементы опирались на деревянные инвентарные про­кладки и подкладки, располагаемые в местах, указанных в рабочих чертежах на изготовление этих элементов. Толщина прокладок и подкладок должна быть не менее 25 мм и не менее высоты петель и других выступающих частей
элементов. Применение промежуточных прокладок не допускается;

• при многоярусной погрузке подкладки и прокладки следует располагать строго по одной вертикали;

• элементы необходимо тщательно укреплять с целью предохранения от оп­рокидывания, продольного и поперечного смещения, а также ударов друг о друга;

• офактуренные поверхности элементов должны быть защищены от повреж­дений.

Горизонтально перевозят элементы, укладываемые в сооружение и работаю­щие в горизонтальном положении: балки, ригели, прогоны, плиты и панели пе­рекрытий, балконные и кровельные плиты, а также длинномерные сборные кон­струкции — колонны и сваи.

Вертикально и наклонно транспортируют стропильные и подстропильные фермы, стеновые панели, панели перегородок.

Объемные элементы — блок-комнаты, блок-квартиры, санитарно-технические кабины — перевозят в проектном положении.

Транспортирование по железным дорогам допускается только на особо даль­ние расстояния. Длинномерные изделия перевозят на двух платформах с шар­нирным опиранием, исключающим возникновение изгибающих усилий в пере­возимых конструкциях на кривых участках железнодорожного пути.

Металлические конструкции часто доставляют по железной дороге на боль­шие расстояния в виде отдельных составных узлов, мелкие металлические эле­менты при этом транспортируют пакетами.

Деревянные конструкции из-за их малой жесткости в готовом виде перевозят редко, в основном — в разобранном виде по элементам пакетами.

При транспортировании автомобильным и железнодорожным транспортом размер грузов должен вписываться в габариты подвижного состава. Всякие от­клонения от этих габаритов по высоте, ширине, длине требуют специального согласования и контролируемых условий перевозки.


Приемка сборных конструкций

Монтирующая организация принимает поступающие на строительную пло­щадку конструкции. Приемку сборных конструкций производят по паспортам на эти изделия с учетом допускаемых отклонений в размерах и по комплектовоч­ным ведомостям. При приемке доставленных изделий необходимо проверять:

• наличие штампа ОТК завода;

• наличие осевых рисок и отметку положения центра тяжести конструкции;

• наличие монтажных рисок для односторонне армированных элементов;

• отсутствие повреждений, правильность геометрических размеров, распо­ложение и крепление закладных деталей, наличие и проходимость кана­лов, отверстий и т. д.;

• соответствие лицевой поверхности изделия требованиям проекта;

• отсутствие деформаций, раковин, трещин, наплывов;

• наличие необходимых борозд, ниш, четвертей, выпусков арматуры, защит­ных покрытий у закладных деталей.

Если изделие оказалось некачественным, его бракуют, оформляют соответ­ствующий рекламационный акт при участии представителей генерального под­рядчика, монтирующей организации и предприятия-изготовителя. Изделие под­вергается ремонту, если это возможно, или отправляется назад изготовителю. Взамен на строительную площадку поставляется новое, качественное изделие.

Складирование сборных элементов

Склады размещают на спланированной площадке, с учетом стока ливневых и талых вод. Склады делят на центральные у путей прибытия грузов и приобъект­ные.

Величина запаса сборных конструкций зависит от условий доставки и может изменяться от полного объема элементов на здание практически до нуля, когда монтаж здания осуществляют с транспортных средств. Обычный запас конст­рукций — на 3...7 дней работы монтажных кранов. В отдельных экстремальных случаях запас конструкций доводят до 1 месяца работы.

При хранении конструкций на приобъектном складе необходимо:

• раскладывать сборные элементы и размещать штабеля в зоне действия мон­тажного крана с учетом последовательности монтажа;

• конструкции, имеющие большую массу (или парусность), располагать вблизи монтажного крана;

• хранить сборные элементы в условиях, исключающих их деформирование и загрязнение;

• на территории склада установить указатели проездов и проходов.

Все элементы складируют на деревянных подкладках размером 6х6 и 8х8 см, при этом должна быть обеспечена соосность укладки элементов, ис­ключены возможности образования трещин и перенапряжений в бетоне конст­рукций.

На складе более тяжелые конструкции располагают ближе к монтажному крану, а более легкие — дальше. С целью сокращения площади склада конструкции обычно хранят в штабелях. Проходы между штабелями необходимо устраивать в продольном направлении через каждые два смежных штабеля, в поперечном — не реже чем через 25 м. Ширина поперечных проходов должна быть не менее 0,7 м, а разрывы между штабелями — не менее 0,2 м. Складирование элементов необходимо организовать так, чтобы иметь доступ к любой конструкции для воз­можности определения ее маркировки и подготовки к монтажу.

Панели перекрытия, колонны, ригели, надколонные и пролетные плиты дол­жны находиться в штабелях в горизонтальном положении. Оптимальные разме­ры штабелей: для колонн — 4 ряда, для ригелей и прогонов — 3 ряда, для плит покрытий и перекрытий — до 10... 12 рядов, но максимальная высота штабеля не должна превышать 2,5 м.

На складе стеновые панели устанавливают вертикально или наклонно в ме­таллических пирамидах или кассетах, крупноразмерные перегородки также скла­дируют в деревянных кассетах, в положении, близком к вертикальному.

Железобетонные и металлические элементы каркаса одноэтажных промыш­ленных зданий укладывают у мест установки: легкие колонны — вершинами к фундаменту, тяжелые — нижним концом к фундаменту, подкрановые балки — параллельно ряду колонн на расстоянии от них 40...50 см. Расположение сбор­ных элементов на складе должно быть таким, чтобы при их подъеме для установ­ки в проектное положение вылет стрелы крана не изменялся, т. е. стрела крана при монтаже не поднималась и не опускалась.


Подготовка конструкций к монтажу

Подготовка элементов к монтажу предусматривает: укрупнительную сборку в плоские или пространственные блоки, временное усиление конструкций для обеспечения их устойчивости и неизменяемости при подъеме, обустройство под­мостями, лестницами, ограждениями и другими временными приспособления­ми для безопасного и удобного ведения работ, закрепление страховочных кана­тов, расчалок, оттяжек и др.

Укрупнительная сборка

Укрупнительная сборка необходима в тех случаях, когда из-за габаритных раз­меров или массы элементов их невозможно доставлять на строительную площадку в готовом, собранном виде. Из доставленных сборных железобетонных элемен­тов (отправочных марок) производят укрупнительную сборку ферм длиной 24 м и более, высоких колонн одноэтажных промышленных зданий тяжелого типа. Иногда собирают плоскостные блоки — железобетонные колонны и ригели, со­здавая рамные системы, панели стен, опускных колодцев и других конструкций.

clip_image003

а) металлических; б) конструкций; 1 — подкладки; 2 — прокладки; 3 — металлические опоры; 4 — кассета

Рисунок 1 – Складирование железобетонных конструкции

Укрупнительную сборку осуществляют преимущественно на складах конст­рукций или на специальных площадках с устройством стационарных стеллажей. Элементы, подлежащие укрупнению в длину, подают краном со склада и укла­дывают на опоры стенда или кассет таким образом, чтобы совпали их продоль­ные оси. Затем производят подгонку торцов или выпусков арматуры для дости­жения соосности элементов или отдельных стержней. После установки допол­нительных хомутов и сварки стержней монтируют опалубку и производят бето­нирование стыков. Класс бетона, которым бетонируют стык, и прочность его после твердения устанавливается проектом. Обычно класс бетона принимают такой же, как у соединяемых элементов, либо на один класс выше.

В последние годы широко применяют укрупнение конструкций в монтажные и монтажно-технологические блоки. Такое укрупнение существенно сокращает сроки строительства, так как ведется параллельно и даже с опережением возве­дения здания. Укрупнительную сборку при значительных объемах работ по ук­рупнению конструкций производят на сборочных площадках, оборудованных стендами или кондукторами, позволяющими закреплять конструкции и осуще­ствлять их выверку и рихтовку в процессе сборки; иногда оборудуют конвейер­ные линии. Сборные площадки располагают в зоне действия монтажных кранов или вблизи монтируемых объектов, либо вблизи складов, а конвейерные линии — вблизи объектов.

Укрупнение в блоки наиболее часто встречается при монтаже покрытий од­ноэтажных зданий по металлическим фермам и балкам. Блоки размером на ячей­ку здания укрупняют из ферм попарно с соединением их связями, прогонами, нередко также на земле укладывают штампованные металлические настилы или готовые щиты из легких материалов. Зачастую такой пространственный блок включает в себя: две подстропильные фермы, три стропильные и фонарные фер­мы, прогоны по фермам и фонарям, стальной профилированный настил сверху, как элемент покрытия.

Для обслуживания сборочных площадок рациональнее использовать козло­вой кран, при котором значительно упрощается складирование, ибо конструк­ции можно распределить равномерно по всей площади независимо от их массы. Применение козловых кранов для механизации сборочных операций удешевля­ет стоимость этих работ, уменьшает потребность в железнодорожных и гусенич­ных кранах большой грузоподъемности.

Фермы укрупняют в вертикальном положении в специальных стеллажах кас­сетного типа. Кассеты устанавливают под двумя узлами каждой полуфермы (рисунок 3). Под опорными узлами их делают глухими, без приспособлений для регули­ровки, а в пролете — с регулировочными приспособлениями. Положение стыка собираемых элементов регулируют с помощью механических или гидравличес­ких домкратов. Укрупнение железобетонных колонн производят в горизонталь­ном положении, выверку стыкуемых элементов обеспечивают специальными кондукторами.

clip_image005

1 — одиночные кассеты; 2 — полуфермы; 3 — парные кассеты; 4 — горизонтальные винты

Рисунок 3 – Стеллаж для укрупнения фермы

Укрупнение элементов в пространственные блоки размером на ячейку обыч­но осуществляют при значительных объемах работ и выполняют на конвейер­ных линиях. Эта линия размещается на рельсовых путях, по которым на специ­альных тележках перемещают укрупняемые блоки. На каждом посту или стоян­ке конвейера выполняют определенные монтажные или сопутствующие и отде­лочные процессы. Блоки укрупняют из ферм, объединенных связями и прого­нами, сверху устраивают кровлю в виде стального профилированного утеплен­ного настила с покраской металлоконструкций, иногда с устройством мягкой кровли. Каждый пост оснащают необходимыми монтажными механизмами и приспособлениями.


Временное усиление конструкций

Временное усиление осуществляют для восприятия монтажных усилий. При­меняют усиление конструкций, когда расчетная схема конструкции и возника­ющие при подъеме элемента усилия не совпадают, что может привести к потере устойчивости и прочности конструкции или ее отдельных частей и узлов при подъеме. Потребность в таком усилении в большей степени относится к метал­лическим фермам, пояса которых, при большой длине, могут оказаться недоста­точно устойчивыми и жесткими при подъеме.

В процессе монтажа многие конструкции находятся в условиях, отличающихся от условий их работы при эксплуатации, хотя действующие на них нагрузки обыч­но меньше эксплуатационных, но приложены они почти всегда в местах, не со­ответствующих расчетной схеме. Во избежание деформаций конструктивные элементы и блоки конструкций, не обладающие достаточной жесткостью, в про­цессе транспортирования и подъема усиливают, увеличивая их жесткость, а при необходимости и прочность. Необходимость усиления проверяют расчетом. В про­ектах производства работ должны быть конкретные рекомендации по усилени ю конструкций на период транспортирования, подъема или до приобретения кон­струкцией необходимой прочности.

Наиболее часто усиливают стальные и деревянные фермы, арки и рамы боль­ших пролетов, элементы сборных железобетонных оболочек, армоцементных сводов, стальные цилиндрические оболочки, элементы листовых конструкций. Усиление высоких колонн, не обладающих достаточной устойчивостью при из­гибе от их массы, производят натяжением пары тросов, прикрепляемых к сталь­ным временным упорам. Натяжение создает изгибающий момент, противопо­ложный моменту, возникающему от массы колонны.

Металлические фермы обычно поднимают за узлы верхнего пояса. В процес­се подъема за узлы в средней части фермы в нижнем поясе фермы возникают усилия сжатия, при подъеме за узлы в торцах фермы появляются нерасчетные усилия в верхнем поясе; все это может привести к потере устойчивости элемен­том. Если ферма не была рассчитана на монтажные усилия, то для обеспечения устойчивости поясов фермы производят их временное усиление на период подъе­ма и установки. В качестве усиления применяют металлический прокат, трубы, деревянные пластины, которые закрепляют болтами или хомутами к недоста­точно прочным и жестким узлам усиливаемой конструкции.


Обустройство и подготовка конструкций к монтажу

Обустройство подлежащих монтажу конструкций подразумевает их оснаще­ние навесными подмостями, приставными и навесными лестницами, навесны­ми люльками. Такое обустройство устраивают с целью обеспечения безопасных условий труда монтажников на высоте. Инвентарные навесные под­мости, площадки и лестницы закрепляют к монтируемым элементам у мест их установки.

Монтажные подмости бывают двух видов: наземные, устанавливаемые непос­редственно на земле или иной опоре, используемые при выполнении монтаж­ных работ на сравнительно небольшой высоте; подвесные и навесные, которые крепят к монтируемой конструкции до ее подъема и поднимают вместе с ней, либо навешивают на конструкцию после ее установки. Обычно такие подмости применяют при монтаже на значительной высоте. В качестве наземных подмос­тей используют переставные подмости и стремянки (рисунок 4) для работы на вы­соте до 3,2 м и приставные лестницы с площадками для работы на высоте до 14 м.

Монтажные подмости, лестницы и другие приспособления для безопасной работы на высоте изготовляют из стали и алюминиевых сплавов. Они должны быть легкими, надежными, удобными для установки и снятия после окончания работ.

Приставные лестницы с площадками являются основным элементом обустрой­ства колонн для крепления ферм и подкрановых балок к колоннам при неболь­шой высоте здания. Существуют два основных типа монтажных лест­ниц с площадками: с несущей конструкцией в виде шпренгельной или решетча­той фермы. Первый тип предназначен для выполнения работ на высоте до 7,4 м, второй — до 14 м. Верхнюю часть лестницы крепят к колонне прижимными бол­тами, нижнюю упирают острыми упорами в землю или закрепляют тягами к ко­лонне.

clip_image007

а — передвижные подмости; б — площадка-стремянка; в — приставная лестница с площадкой; г — навесная люлька с лестницей; 1 — секции лестницы; 2— ограждение; 3 — навесная площадка; 4 – винтовой зажим; 5 — колонна; 6— люлька; 7- лестница; 8 — отверстия для крепления люльки; 9 — ригель

Рисунок 4 – Средства подмащивания

Технические средства обеспечения монтажа

Для монтажа конструкций и деталей зданий применяют следующие виды обо­рудования:

• такелажные приспособления, предназначенные для строповки конструк­ций, — стропы, траверсы, захваты, карабины;

• оборудование для перемещения конструкций — лебедки, блоки и полиспасты, домкраты, тали, монтажные мачты, шевры;

• оборудование для закрепления и заделки монтажных стыков — сварочные аппараты, трансформаторы, компрессоры, аппараты для нанесения про­тивокоррозионных покрытий, герметизации стыков и т. п.;

• монтажные приспособления для временного закрепления и выверки кон­струкций — кондукторы, распорки, подкосы, струбцины;

• оборудование для изменения рабочего места монтажников — лестницы и стремянки, подмости, люльки, подвесные площадки.


Подготовка мест установки сборных элементов

Перед монтажом фундаментов проверяют готовность основания, а именно, контролируют отметку основания, его горизонтальность, при необходимости осуществляют планировку основания. Подготовка фундаментов перед монтажом колонн и фундаментных балок состоит в проверке правильности размеров кон­струкций и установки анкерных болтов в фундаментах под стальные колонны. Правильность положения осей фундаментов, уровня стаканов в железобетонных башмаках, горизонтальных отметок и уровней проверяют геодезическими инст­рументами.

При установке колонн одноэтажных промышленных зданий особо контро­лируют горизонтальный уровень консолей колонн, на которые будут укладывать подкрановые балки. Этого достигают за счет подливки бетонной смеси в стакан фундамента или укладки в него армоцементных подкладок толщиной 1 и 2 см.

Подготовка мест установки сборных конструкций заключается в очистке ос­нования, разметке места установки, для большинства железобетонных элемен­тов в устройстве растворной постели. Наилучшее качество шва получается при точной установке конструкции, когда она сразу займет проектное положение. Если по условиям выверки устанавливаемый элемент необходимо снимать с постели, то раствор убирают и заменяют новым, который хорошо разравнивают, выполняют одинаковой толщины, распределяя по всей площади основания.

Подготовка элементов к подъему заключается в определении пригодности изделия по внешнему виду, ее очистке, проверке размеров и нанесении разме­точных рисок. При внешнем осмотре проверяют наличие сколов бетона и тре­щин, исправность монтажных петель, нет ли наплыва бетона на закладных ме­таллических деталях, в штрабах, в гнездах для монтажных петель. Детали с тре­щинами и другими дефектами, превышающие допуски, отбраковывают. Риски наносят на бетонные поверхности мягким черным карандашом, на металличес­ких закладных деталях — зубилом и молотком.

Строповка конструкций

Грузозахватные приспособления предназначены для захвата надежного удер­живания различных строительных грузов и изделий при перемещении кранами, обеспечения из сохранности при транспортировании, простой расстроповки при опускании на рабочее место.

В зависимости от назначения и конструктивного исполнения грузозахватные приспособления разделяют на следующие группы: канатные стропы, строповые устройства с дистанционным управлением, траверсы, захваты.

Для строповки сборных элементов используют универсальные и специальные канатные стропы с крюками, а также пальцевые, рамочные, вилочные, фрикци­онные захваты и петли-подхваты. Наибольшее применение нашли универсаль­ные канатные стропы, оснащенные чалочными крюками для подъема сборных элементов за монтажные петли. По числу ветвей стропы подразделяют на одно-, двух-, трех- и четырехветвевые и кольцевые. Строп — съемное приспособление, выполненное в виде обрезка стального каната с соединительными элементами — кольца, крюки, коуши, карабины, канатная петля.

clip_image009Траверсы состоят из металлической балки или фермы с устройствами для зах­вата монтируемых элементов, число которых зависит от количества точек захвата элементов — для колонн обычно одна или две точки, для ферм и балок — две или четыре, для плит — четыре или шесть. В качестве захватных устройств используют облегченные стропы с крюками или карабинами на кон­цах, а также захваты из двух металлических щек, которые, охватывая монтируе­мые элементы, удерживают их с помощью продетого в них штыря — клещевые и другие захваты.

clip_image010

1 — ферма; 2 — траверса а — фрикционный; б — траверса

Рисунок 4 – Строповка металлических со штыревым креплением; 1-

ферм колонна; 2 — монтажный строп;

3 — полуавтоматический замок; 4 — канат для расстроповки; 5 — выдвигаемый штырь; 6— траверса; 7— чека

Рисунок 5 – Захваты для монтажа колонн


Временное закрепление элементов

Подъем сборного элемента рекомендуется производить в том же положении, в каком монтируемый элемент будет работать в возводимой конструкции. Под­нимать монтируемые конструкции необходимо плавно, без рывков, раскачива­ния и вращения. Подъем изделий осуществляют способами, исключающими воз­никновение опасных напряжений в процессе их подъема и установки, а также гарантирующими безопасные условия ведения работ. При необходимости про­изводят временное усиление поднимаемых элементов. Тяжелые элементы и кон­струкции поднимают в два приема: сначала на высоту 0,2...0,3 м с задержкой на весу для дополнительной проверки надежности строповки и правильного поло­жения, затем продолжают поднимать на проектную отметку.

В строительстве для временного закрепления монтируемых элементов при­меняют различные монтажные приспособления и устройства. Они могут быть индивидуальными и групповыми (рисунок 6). К индивидуальным средствам от­носятся клинья, расчалки, подкосы, распорки, кондукторы, фиксаторы и т. п. Групповые средства предусматривают закрепление нескольких статически не­устойчивых монтажных элементов.

Для металлических конструкций временное закрепление осуществляют мон­тажными болтами.

Для железобетонных конструкций:

• колонны, устанавливаемые в стаканы фундаментов, крепятся деревянны­ми, бетонными, железобетонными и металлическими клиньями, по одно­му — два клина с каждой стороны в зависимости от сечения и высоты ко­лонны; растяжками и металлическими кондукторами, оснащенными ре­гулировочными винтами. Выверку осуществляют путем погру­жения клиньев в полость между боковой гранью колонны и стакана фун­дамента с последующим инструментальным контролем. После замоноличивания стыков и набора бетоном определенной прочности деревянные и металлические клинья извлекают, что требует больших затрат ручного тру­да. Широкое распространение получили инвентарные клиновые вклады­ши с винтовыми домкратами.

clip_image012

а — расчалка; б — подкос; в — кондуктор для установки колонны в стакан фундамента; г — кондуктор для установки колонн на оголовки ранее смонтированных колонн; 1 — фундамент; 2 — колонна; 3 — расчалка; 4 — винтовая стяжка; 5 — клиновой вкладыш; 6 — крюк с надвижной муфтой; 7 — телескопическая штанга; 8 — струбцина; 9 — панель; 10 — стяжные болты; 11 — рама; 12 — распорный домкрат; 13 — запорный шкворень; 14 — поворотная балка; 15 — винты для выверки колонны; 16 — оголовок колонны; 17 — винты для закрепления кондуктора на оголовке колонны

Рисунок 6 – Приспособления для временного закрепления и выверки конструкций


Выверка элементов

Выверка обеспечивает точное соответствие монтируемых конструкций про­ектному положению. В зависимости от вида монтируемых конструкдий, их ос­настки, стыков и условий обеспечения устойчивости, выверку производят визу­ально или инструментально в процессе установки, когда конструкция удержи­вается монтажным механизмом или после установки при ее закреплении.

Визуальную выверку производят при достаточной точности опорных поверхно­стей и стыков конструкций. При этом могут использоваться стальные рулетки, калибры, шаблоны и т. п.

Инструментальную выверку выполняют при сложности обеспечения точнос­ти установки монтажных элементов и конструкций проверкой только опорных поверхностей, торцовых оснований или стыков смонтированных конструкций. Ее производят при установке специальных монтажных приспособлений (кон­дукторов, рамно-шарнирных индикаторов и т. п.). Инструментальная выверка является наиболее распространенным видом проверки положения смонтиро­ванных конструкций в плане, высотном и вертикальном положениях. В про­цессе такой выверки применяют теодолиты, нивелиры, лазерные приборы и устройства.

Безвыверочная установка получила наибольшее распространение при монта­же сборных металлических конструкций (в отдельных случаях и железобетон­ных конструкций). Основным ее условием является применение конструкций с повышенным классом точности геометрических размеров в монтажных стыках. Это позволяет при монтаже устанавливать, например, стальные колонны, опо­ры и другие элементы каркаса с фрезерованными опорными торцами в проект­ное положение, исключая выверку по высоте и вертикали.

Автоматическая выверка предусматривает установку конструкций с параллель­ной выверкой при помощи автоматических устройств.

При выверке элементов:

• вертикальность установки элементов проверяют по отвесу или при помо­щи теодолита;

• горизонтальность установки проверяют уровнем или нивелиром;

• перед установкой колонн в стаканы фундаментов контролируют их факти­ческие размеры, по этим размерам подготавливают фундаменты — осуще­ствляют углубление гнезда стакана фундамента или проводят подливку бетонной смеси в стакан, чаще укладывают армоцементные прокладки тол­щиной 1 и 2 см.

В период выверки конструкция должна быть устойчивой под действием соб­ственной массы, монтажных и ветровых нагрузок благодаря правильной после­довательности монтажа, соблюдению проектных размеров опорных площадок и сопряжений, своевременной установке предусмотренных в проекте постоянных или временных связей или креплений, а также обеспечению мероприятий по безопасному ведению строительных процессов.

Возможные предельные отклонения от проектного положения элементов и конструкций при монтаже должны быть установлены в проекте производства работ в зависимости от конструктивных решений, применяемых приспособле­ний и оснастки, порядка сварки и других условий в пределах, предусмотренных СНиПом. Результаты проверки оформляют актами промежуточной приемки смонтированных ответственных конструкций и актами освидетельствования скрытых работ с приложением исполнительной схемы геодезического контроля.


Постоянное закрепление конструкций

Долговечность полносборных зданий в значительной степени зависит от ка­чества закладных деталей и сварных соединений между ними. Стальные заклад­ные детали и сварные швы под действием проникающей через щели и поры аг­рессивной среды подвергаются коррозии, что ведет к ослаблению и разрушению стального соединения между конструкциями. Постоянным закреплением кон­струкций в большей степени предотвращают негативное влияние окружающей среды.

Одной из основных задач при возведении зданий является надежное соеди­нение отдельных конструкций между собой, так как качество такого соединения в определенной степени предопределяет качество и надежность смонтирован­ного сооружения. Соединения элементов имеют три разновидности: швы, сты­ки и узлы.

Швы — наиболее часто встречаемое соединение элементов; это все горизон­тальные и вертикальные плоскости, полости между рядом расположенными эле­ментами. Полость между рядом лежащими панелями перекрытий, панелью пе­рекрытия и стенкой ригеля, на котором она лежит, плоскость соединения пане­ли перекрытия и установленной на ней стеновой панели — это швы соединяе­мых конструкций.

Стык — более ответственное сочленение двух элементов каркаса, это место соединения, а в большей степени зона передачи нагрузки от одного элемента каркаса другому. Стыком является место соединения двух колонн между собой по вертикали, место опирания и передачи нагрузки от подкрановой балки на консоль колонны, аналогичный стык фермы и колонны.

Узел — место конструктивного соединения двух или нескольких элементов между собой. Так, просто узлом называют место соединения двух наружных и одной внутренней панелей крупнопанельного здания, место соединения колон­ны и фундамента также является узлом, но через колонну передается нагрузка на фундамент, поэтому узел одновременно является и рабочим стыком двух эле­ментов.

Стыки и узлы конструкций могут быть несущими (нагрузку) и ненесущими. Если стык несущий, то он воспринимает нагрузку и поэтому обязан обеспечить соединению прочность, жесткость и неизменяемость. К несущим стыкам мож­но отнести все соединения каркаса здания. Ненесущий стык по определению не несет нагрузки — это и стык санитарно-технической кабины и перегородки, стык (узел), отмеченный ранее, двух наружных и внутренней стеновых панелей.


Монтаж сборных элементов осуществляется различными методами.

В зависимости от степени укрупнения монтируемых элементов различают следующие методы монтажа: поэлементный и блочный монтаж, монтаж укрупненными модулями и в целом виде.

Поэлементный монтаж осуществляется отдельными элементами и не требует сложных подготовительных работ и наиболее распространен в строительстве.

Блочный монтаж – монтаж блоками из нескольких элементов, позволяет максимально механизировать монтажный процесс, полностью использовать грузоподъемность крана, сократить количество работ на высоте, но при этом требуются краны большой грузоподъемности, площадки и оборудование для сборки.

Монтаж укрупненными модулями и монтаж в целом виде – сборка сооружения осуществляется в нижнем положении, подъем и установка в полностью законченном виде, исключаются работы на высоте, но требуется наличие необходимого оборудования.

Монтаж отдельных конструкций осуществляют следующими способами: наращиванием, подращиванием, поворотом, скольжением, вертикальным подъемом, надвижкой, с перемещением в пространстве.

Наращивание – направление монтажа снизу вверх, наиболее массовый, простой и достаточно надежный метод.

Подращивание – направление монтажа сверху вниз, то есть поднимается и закрепляется верхняя конструкция, затем которая, располагается ниже.

Поворот – метод монтажа, при которой монтируемая конструкция или сооружение собирается на земле, ставится на шарнир, поворачивается. Этот способ технически сложно исполнить, применяется при монтаже вертикальных конструкций.

Способ скольжения отличается от способа поворота тем, что в процессе подъема конструкции за верхнюю часть, ее база перемещается в сторону подготовленного основания с помощью опорной тележки.

При применении способа вертикального подъема конструкцию поднимают на высоту, несколько большую, чем проектная, после чего подставляют или собирают постоянные опоры, на которые опускается конструкция.

Надвижка – способ монтажа конструкций, при котором горизонтальное перемещение конструкций осуществляется с помощью горизонтально работающих домкратов, мостовых кранов.

Подъем перемещением в пространстве состоит из подъема, горизонтального перемещения краном и опускания конструкции в проектное положение.

В зависимости от последовательности установки конструкций различают дифференцированный (раздельный) и комплексный (смешанный) методы монтажа, комбинированный (раздельно-комплексный) метод монтажа, сочетающий элементы первых двух (рисунок 7).

Дифференцированный метод предусматривает предварительную установку всех однотипных конструкций в пределах всего здания или определенного монтажного участка, а затем монтаж конструкций другого типа. Комплексный метод предусматривает последовательный монтаж разнотипных конструкций в пределах одной или нескольких смежных ячеек здания, образующих жесткую устойчивую систему, открывающую фронт для ведения последующих работ.

clip_image013

а – дифференцированным методом; б – комплексным методом; в – комбинированным методом; 1-6 – последовательность установки

Рисунок 7 – Последовательность установки конструкции в проектное положение

В зависимости от направления развития монтажного процесса различают продольный, когда конструкции последовательно монтируют вдоль здания или пролета, и поперечный монтаж, когда конструкции устанавливают последовательно по поперечным осям здания.