Памятники мегалистической культуры (часть 2) - Готическая архитектура
Содержание материала
- Памятники мегалистической культуры (часть 2)
- Архитектурные обломы (мулюры, элементы профилей)
- Романская архитектура
- Средневековая эстетика
- Готическая архитектура
- Шартрский собор
- Эпоха Возрождения
- Архитектура Италии
- Архитектура Высокого Возрождения
- Работы Браманте
- Работы Рафаэля
- Архитектура 20х гг. 16 века
- Позднее Возрождение
- Маньеристическое направление
- «Витрувианская академия»
- Архитектура Джулио Романо
- Архитектурная школа Генуи
- Архитектура Андреа Палладио
- Архитектура Германии
- Немецкая архитектура XVI века
- Архитектура южной Германии
- Все страницы
Готическая архитектура
Термин “Готический стиль” - исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале его применяли к литературе - для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca» (итал. «немецкая»). Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения.
Нотер-Дам-де-Пари
Знаменитый собор Парижской Богоматери – самый внушительный и, несомненно, самый замечательный памятник ранней готики, которым и открывается новая эра в истории западноевропейской архитектуры. Почти шесть веков прошло с тех пор, как был он воздвигнут, и Париж преобразился благодаря его стройной громаде, воцарившейся над городом. Во много раз увеличилась за эти века столица Франции, украсилась многими памятниками, знаменитыми на весь мир, но по-прежнему над ней, как бы служит ее символом, воспринимается как одно из высочайших воплощений французского художественного гения. Давно уже далеко на запад переместился центр города, давно уже этот собор не центр его общественной и политической жизни, и мы забываем, что призван был некогда олицетворять собой идею монархии, восторжествовав при покровительстве церкви (первый камень собора был заложен в 1163 г. французским королем и специально прибывшим в Париж римским папой, а несколько веков спустя тоже в присутствии папы в Нотр-Дам короновался Подобно пирамидам Египта, подобно в Афинах или константинопольской Софии, парижский собор Нотр-Дам достоин только в веках, но и в тысячелетиях свидетельствовать об идеалах и вековой культуре создавшего его народа. Восхищение Виктора Гюго западным фасадом Нотр-Дам нам понятно. Какая величавая ясность и размеренность! Это только начало готики, и потому горизонталь еще соперничает с вертикалью. Но именно это соперничество создает здесь такую несравненную четкость. Стена еще не исчезла, но не она уже определяет облик этой грандиозной пятинефной базилики. Главный фасад ее легок, причем горделивая высота башен как бы находит свое завершение в тонком, изящном шпиле (над средокрестием), стремительно возносящемся к небу. Огромное ажурное окно, так называемая роза, сияет в центре второго яруса над устремленными ввысь стрельчатыми арками углубленных порталов. И же длинная горизонталь «галереи королей» не в силах сдержать вертикальный ритм вытянутых королевских изваяний. Готическая скульптура имела огромную роль в готическом храме, общий облик которого рождается из сочетания архитектурных форм и, как каменные цветки, вырастающих вместе с (ми бесчисленных изваяний – статуй или рельефов.