Сообщение

Памятники мегалистической культуры (часть 2) - Архитектура Андреа Палладио

Содержание материала

Последним из блестящей плеяды североитальянских архитекторов XVI века был Андреа Палладио. Он был также глубоким исследователем и теоретиком архитектуры; его “четыре книги об архитектуре”, трактат, содержащий чертежи многочисленных произведений мастера, обмеры и описания античных памятников, стал настольной книгой для архитекторов последующих столетий. В творчестве Палладио ярко проявилось характерное для позднего расцвета гуманистической венецианской культуры отношение к античности. Если для поколения Браманте это наследие являлось источником закономерностей, познание которых открывало путь для коренной переработке форм и дальнейшего глубокого и своеобразного развития зодчества, то для Палладио та же античность явилась также идеалом, который он пытался оживить, приспособив к требованиям своих заказчиков и к условиям своего времени. Композиции Палладио всегда исполнены покоя, глубоко уравновешены, “классичны” в своей гармонической цельности.

clip_image002[11]Первая значительная постройка Палладио - знаменитая Базилика в Виченце (1549 – 1514). Ее архитектурный облик проникнутый глубокой серьезность, торжественной монументальность отличается в то же время благородной простотой форм и богатством материала – белого истрийского мрамора. В основу фасадов базилики положен так называемый палладианский мотив строенных пролетов, средний и наиболее широкий из которых перекрыт аркой, что позволило сочетать пролеты старого ядра здания с наружным шагом колонн. Крайние пролеты Базилики несколько уменьшены, зрительно закрепляя углы здания и завершая его фасады.

Подавляющее большинство построек в богатейшем творческом наследие Палладио составляют дворцы и виллы. Одной из таких работ является Вилла Ротонда (Винченца, Италия), которая показана на иллюстрации.

С падением международной торговли и отечественной промышленности венецианское купечество стремилось обзаводиться титулами и вкладывало капиталы в сельское хозяйство. Это привело к тому,что с середины ЧМШ века в материковых владениях венецианской республики (т.н. терра – ферме) развернулось строительство городских палаццо и сельских резиденций.

Каждый дворец Палладио отличается глубоким своеобразием.

Героизированный образ ренессансного жилого дома получает в композициях Палладио дальнейшее развитие и углубление. В то время как фасад и внутренний двор во всех предшествующих палаццо Флоренции и Рима более или менее контрастно противопоставлялись, сложная связь и сопоставление этих элементов стали у Палладио основной темой архитектурной композицией дворца, раскрывающейся зрителю в последовательной смене впечатлений.

Творчество Палладио, его дворцы, виллы, а также трактат, выдержавший множество изданий, оказали огромное влияние на последующие развитие европейской архитектуры, особенно в Англии, Франции и России, в большой мере предопределив композиционные приемы и эстетические идеалы архитектурного стиля классицизма.