Сообщение

Памятники мегалистической культуры

Содержание материала

clip_image002

Менгир (англ. Menhir, от men — камень и hir — длинный), простейший вид мегалитических сооружений состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю. Менгиры достигают высоты 4 – 5 м и более (крупнейший менгир высотой 20 м весит около 300 тонн, находится во Франции). Иногда менгиры составляют длинные аллеи или расположены по кольцу. По-видимому, менгиры имели культовое значение. Больше всего менгиров в Северо-Западной Европе, встречаются также в Азии и Африке. На территории России Менгиры распространены в ряде районов Сибири и Кавказа.

Гранитный менгир высотой 9,5 м (Франция).

Дольмены

Дольмен (англ. - tol - стол, men - камень).

Древнее (в основном 3-2-е тысячелетие до нашей эры) погребальное сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Распространены в приморских районах Европы, Азии и Северной Америки, в СНГ – на Кавказе и в Крыму.

Дольмены далеко не примитивные сооружения, а их строители и, проектировщики, вероятно, были профессионалами почти в современном смысле этого слова. Последовательность и характер многих технологических операций по сооружению дольменов нам уже ясны. Здесь много изобретательности и сноровки и никакой мистики. Для людей, использовавших стандартные меры длины, предварительную разметку, водяной уровень, бронзовые инструменты и абразивы, рычаги, катки, тягловых животных и многое другое, из того, что можно было встретить в карьерах еще100-200 лет назад, – постройка дольменов была вопросом времени и организации. Чем могущественнее заказчик, тем величественнее была постройка. По стандартам того времени, например, дольменная группа в долине Жанэ была сооружена, видимо, для рода племенного вождя или, как сказали бы в XIX веке, была княжеской усыпальницей. Здесь все обязательные архитектурные и строительные элементы дольмена – погребальная камера, контрфорсы, насыпь, двор и разделяющая их стена – составляют неразрывное целое, демонстрируя их функциональную взаимосвязь.

Фотографии некоторых Дольменов приведены ниже.

clip_image004

Дольмен Лунный

clip_image006
Дольмен Здоровья

clip_image008
Дольмен Сердце матери

clip_image010
Дольмен Солнечный

clip_image012
Дольмен – гроб

clip_image014
Дольмен 4-угольника


Кромлех

clip_image016Кромлех (англ. crom — круг и lech — камень), один из видов мегалитических построек времени неолита и главным образом бронзового века. Обычно состоит из огромных (до 6—7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится дольмен ли менгир. Кромлехи свидетельствуют, что их создатели уже овладели началами композиции, чувством ритма и масштаба, тектоникой стоечно-балочной конструкции. При раскопках внутри кромлеха находили погребения, шлифованные каменные топоры, лепную керамику, каменные зернотёрки. Кромлехи встречаются в Азии и Америке, но особенно много в Европе (Франция, Великобритания, Скандинавия), на территории СНГ – в Закавказье. Особенно известны кромлехи Стонхендж и Эйвбери в Великобритании и у Карнака во Франции. Назначение кромлехов спорно. Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений, а также для религиозных церемоний. Согласно одной из теорий, кромлехи связаны с солнечным культом и являлись храмами солнца.

Кромлех Стонхендж. Великобритания.


Архитектура Древнего Египта

Египтяне, независимо от своего социального положения, строили свои дома из непрочных материалов – тростника, дерева, глины или кирпича-сырца и никогда не использовали камень. Среди немногочисленных сохранившихся жилищ большинство составляют деревенские лачуги бедняков, и лишь в столичном городе Ахетатоне обнаружены дома представителей знати. Древнейшие дома додинастического периода зачастую представляли собой просто убежища для защиты от ветра и солнца, вполне пригодные для жизни в условиях сухого и жаркого климата. Усадьбы знати являли собой сложные сооружения с ванными комнатами, канализацией и просторными общими комнатами с высокими потолками и небольшими окнами, тесными спальнями и отдельно стоящими кухнями, скотными дворами и зернохранилищами. Общие комнаты часто украшали настенными росписями. Лестница вела на крышу, где семья проводила значительную часть времени, или на второй этаж. При жилище имелась молельня для поклонения одному или нескольким богам (в Ахетатоне - исключительно Атону), обычно представлявшая собой отдельное сооружение во внутреннем дворе дома. Поскольку большинство египтян, за исключением фараонов, имели по одной жене, в обычном жилище отсутствовали специальные женские помещения. Египтянки участвовали в общественной жизни и обладали многочисленными правами, которых были лишены женщины в других странах Древнего Востока.

Архитектурные сооружения из камня предназначались только для умерших и для поклонения богам. Древнейшие из сохранившихся человеческих захоронений свидетельствуют, что египтяне делали продовольственные запасы для загробной жизни. Усыпальницы времен I и II династий, независимо от того, принадлежали они царям или рядовым общинникам, строили из кирпича-сырца и дерева, хотя некоторые их элементы уже выполнялись в камне. Например, из гробниц фараонов I династии в Хелуанском некрополе известны каменные плиты (стелы), которые вмуровывали лицевой стороной вниз в потолок камеры над погребением. На этих стелах вырезали примитивное выпуклое изображение умершего, его имя и титулы, основные продукты питания, сосуды с напитками и иероглифические подписи к ним. Такой обычай был явно связан с представлением, что весь этот набор сохранится и после того, как истлеют продукты, положенные в могилу, а тело владельца усыпальницы превратится в прах. Увековечивание в нетленном камне рассматривали как магическое средство, обеспечивающее вечное бытие умершему и необходимые ему средства существования. Вскоре каменные стелы стали помещать в стены усыпальниц, они обрели более крупные размеры и более разнообразные формы, постепенно превратившись в ложные двери в западной стене гробницы. Считалось, что усопший, изображенный над притолокой, будет выходить через эту дверь из погребальной камеры, чтобы отведать яства, которые будут регулярно приносить в гробницу его родственники, и потому на панели ложной двери были написаны их имена и изображены их фигуры.

В эпоху III и IV династий строили каменные пирамиды для фараонов. Вокруг них рядами размещались гробницы-мастабы, которые правители дарили своим высшим сановникам и приближенным. Мастабы имели многочисленные помещения, при V династии их насчитывалось до сотни. Они были богато украшены рельефами, воспроизводящими прижизненные деяния владельца усыпальницы, в том числе исполнение должностных обязанностей, а также формы проявления царского благоволения.


 Пирамида Хеопса

clip_image017

clip_image018

ХЕОПС (Хуфу), египетский фараон IV династии (27 век до н. э.). Пирамида Хеопса в Гизе - крупнейшая (выс. 146,6 м) в Египте.Пирамида Хеопса

Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. И все же ее посещение оставляет неизгладимое впечатление. Ныне существующий вход в пирамиду ведет в туннель, проделанный грабителями, который находится в 17 м от поверхности земли. Если вы подвержены клаустрофобии, лучше подождите товарищей снаружи: вам придется идти по очень узкому проходу. После развилки такой же коридор ведет в первую погребальную камеру — Большую га­лерею, находящуюся на глубине 30 м под землей. Другой коридор, идущий горизонтально, приводит во вторую погребальную камеру, названную Комна­той царицы. Большая галерея высотой более 8 м и длиной 47 м принадлежит к истинным шедеврам Египта. Ее стены постепенно сходятся кверху, причем блоки каждого ряда выступают над нижними ровно на 6 см. Протяженность ее кажется бесконечной, поскольку ее отполированные стены и пол отражают свет электрических ламп, установленных в последнее время и освещающих помещение. Благодаря этому эффекту прямоугольник входа совершенно теряется из виду.

Точное назначение этого сооружения окончательно не выяснено. Коридор приводит в царскую погребальную камеру, где и сейчас стоит саркофаг из красного гранита, без крышки. На нем нет ни украшений, ни надписей. Судя по размерам, его поместили в камеру в процессе строительства пирамиды. Его длина 2,24 м, а ширина 0,96 м. От человека, для которого он предназначался, не осталось и следа. Очень эффективная система проветривания, связывающая северную и южную стороны, позволяет освежать воздух внутри комнаты, что очень полезно во время притока туристов. Над потолком, составленным из 9 гранитных блоков, общим весом 400 т, находятся пять про­межуточных комнат, предназначенных для облегчения феноменальной нагрузки, которую должна выносить погребальная камера. Не надо забывать, что общая масса пирамиды составляет примерно 7 млн т! В самой верхней из этих камер археологи Визе и Перринг в 1837 г. обнаружили единственное, что относится к атрибутике пирамиды: написанный красной тушью картуш фараона Хуфу. Это единственная надпись, сохранившаяся во всей пирамиде. К востоку от пирамиды Хеопса находятся два углубления в форме лодок, где стояли ладьи фараона и три добавочные пирамиды: южная была местом погребения царицы Хенутсен, дочери Снофру и кровной сестры Хуфу, в средней похоронена Меритетис, а третья построена в честь матери фараона Хетеп-херсес. В связи с тем что эта грабница подверглась разграблению после смерти царицы, Хеопс приказал выстроить для своей матери тайную гробницу, вы­сеченную в скале немного севернее. Фараону настолько хорошо удалось скрыть усыпальницу царицы, что она была обнаружена только в 1925 г. амери­канским археологом Джорджем Райснером. В ней были найдены заупокойные предметы, ныне выставленные в Каирском музее.

 
Пирамида Хефрена

clip_image019

clip_image020

 

 

Пирамида Хафры, четвертого фараона IV династии, известного по греческим источникам под именем Хефрена, вызывает у туристов меньший интерес. Однако стоит заметить, что она ненамного уступает усыпальнице Хеопса по величине и по возрасту. Пирамида Хефрена была построена всего на 40 лет позже своей предшественницы. Первоначальная ее высота 143,5 м, и, следовательно, она была на 3,2 м ниже пирамиды Хеопса. Нынешняя высота 136,4 м, т.е. ей не хватает всего 2 м, чтобы сравняться с пирамидой Хеопса. Сторона ее квадратного основания сразу после постройки составляла 215,25 м. Построенная на более возвышенном месте и имеющая более круто наклоненные стороны, она производит впечатление самой высокой пирамиды Гизы. У вершины сохранилась облицовка из белого известняка. В пирамиде 2 камеры и 2 входа, расположенные на северной стороне. Первый вход сделан на высоте 15 м, а второй — прямо под ним, на уровне основания. В наши дни внутрь строения можно попасть только через верхний вход по коридору, который выравнивается под самым основанием и ведет к погребальной камере. Коридор, идущий от нижнего входа, вначале снижается на глуби­ну 10 м и после небольшого ровного отрезка вновь поднимается, соединяясь с верхним коридором. Сбоку он имеет отвод в небольшое помещение, строительство которого по неизвестным причинам осталось незавершенным. Погребальная камера располагается приблизительно на уровне оси пирамиды. Ее протяженность с востока на запад составляет 14,2 м, а с севера на юг — 5 м. Высота потолка равна 6,8 м. В ней и до сей поры находится пустой саркофаг с разбитой крышкой. Его обнаружил итальянский кладоискатель Дж. Бельцони 2 марта 1818 г., о чем говорит надпись внутри камеры. Саркофаг был сделан из отшлифованного гранита. Помимо перечисленных, в пирамиде Хефрена больше нет никаких помещений, камер или шахт. Даже туннель Бельцони в наши дни уже засыпан песком.

Уникальность данного сооружения состоит в том, что при объеме 16292000 куб. м свободное пространство пирамиды занимает менее 0,01%. На юг от пирамиды, точно по ее центру, стояла небольшая пирамида-спутница. Подземная часть этого сооружения сохранилась полностью. Уцелел даже туннель, расположенный на глубине 12м, прорытый грабителями для того, чтобы проникнуть в погребальную камеру. Очевидно, в этой пирамиде нашла вечный покой супруга Хафры. С полной определенностью ничего утверждать нельзя, поскольку в камере практически ничего не удалось обнаружить (за исключением двух жемчужин, оброненных грабителями, и пробки от одного из сосудов, на которой археологи смогли прочесть имя Хафры}.


Пирамида Микерина(2532 – 2 503 гг. до н.э)

clip_image021

Пирамида Менкаура, сына Хафры и его наследника, которого греки называли Микерином, самая маленькая из больших пирамид Гизы. Первоначальная высота 66 м, нынешняя — 55,5 м, длина стороны 103,4 м. Стороны этой пирамиды снизу на одну треть облицованы гранитом и на две трети — известняковыми плитами. Часть гранитной облицовки сохранилась на северной стороне, где находится вход, которым пользуются в настоящее время и поверх которого большая брешь, пробитая при попытках мамлюков пробраться внутрь. В 1837 г. ее исследовали Перринг и Визе. Пирамида Менкаура, последнего фараона, похороненного в некрополе Гизы, отличается от ранее построенных сложностью системы погребальных помещений. От входа коридор длиной 31,75 м вел в вестибюль, за которым начинался почти горизонтальный туннель длиной 12,6 м. За ним находился большой зал, который, возможно, играл роль погребальной камеры. В нем были найдены деревянный саркофаг с надписанным на нем именем фараона и кости более позднего периода. Отсюда к западу вниз шел туннель, который заканчивался в помещении с глубокими нишами для погребальной утвари, и далее находилась настоящая погребальная камера, где Перринг и Визе нашли разукрашенный базальтовый саркофаг с рельефами, изображающими фасад царского дворца. В 1838 г. саркофаг утонул вместе с судном, на котором его перевозили в Англию, где-то за мысом Трафальгар.

У южной стороны находятся три пирамиды-спутника, самая восточная из которых (к тому же она является самой большой и лучше других сохранившейся) принадлежала Хамерернебти II, жене Менкаура. В 1996 г. при проведении широкомасштабных исследований в этой пирамиде нашли статую времен XIX династии, изображающую Рамсеса II, который стоит между богиней Хатхор и божеством, олицетворяющим одну из провинций Египта.


Сфинкс

Большой Сфинкс Гизы, которому арабы придумали название Абу Хол, или “Отец ужаса”, представляет собой всемирно известный памятник, вырубленный из монолитной скалы. Он не только поражал путешественников разных времен, но и производил впечатление на любителей фантастики и археологии, которые считают это сооружение продуктом сверхдревней цивилизации, исчезнувшей за тысячи лет до строительства пирамид и не оставившей других следов. Сфинкс — статуя 57 м длиной и 20 м высотой, ширина лица 4,1 м, высота лица 5 м — изображает фараона, который соединяет в себе могущество человека, бога и льва. В то же время Сфинкса считают начальником стражи некрополя, он отождествлялся с богом Гором. В действительности, хотя этот мону­мент окружает определенная атмосфера загадочности, Сфинкс не несет в себе тайны или ключа к исчезнувшему знанию погибшей цивилизации. Он вырублен из горного уступа, состоящего из материала трех формаций, одна из которых — мергельный известняк, составляющий основу плато Гизы, подвергся ветровой эрозии и принял приблизительные контуры будущей скульптуры до того, как к нему прикоснулся человек.

Спустя тысячу лет после его создания в 1550-1397 гг. до н.э. Сфинкс был погребен под песками пустыни. На стеле, на­ходящейся между передними лапами Сфинкса, вырезан рассказ. В нем описы­валось, как охотившийся здесь юный принц Тутмос заснул в тени каменного туловища. Во сне к нему явился Сфинкс в образе Гора и предсказал принцу будущее восшествие на престол и попросил освободить его от песка. Когда Тутмос через несколько лет оказался на троне под именем фараона Тутмоса IV, он вспомнил свой сон и осуществил первую реставрацию. Не считая естественной эрозии, самый серьезный вред причинили Сфинксу мамлюки, которые отбили ему нос выстрелом из пушки (мусульмане крайне негативно относились к изображению человека). Окончательно статуя была очищена от песка в середине 1920-х гг.

clip_image022

clip_image023

clip_image025


Обелиск

Около 2400 года до н. э. в Египте появились так называемые солнечные храмы, важнейшим элементом которых является колосальный каменный обелиск, верхушка которого обливалась медью и ярко блестела на солнце, он стоял на возвышении, перед которым устраивали огромный жертвенник. Все статуи, дошедщие до наших дней, имеют однообразные неподвижные позы и услловную раскраску. Эти статуи изображают умерших в строго фронтальных позах, либо стоящими, либо сидящими на кубообразных тронах или на земле, поджав скрещенные ноги. У всех статуй одинаково прямо поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур, когда они сделаны из светлого камня – извястняка – или дерева, окрашенные в красновато-коричневый цвет, женских – в желтый, волосы у всех черные, одежды белые.. все эти скульптуры производят общее впечатление торжественной монументальности и строго спокойствия.

clip_image027

clip_image029

Прямого продолжения Египетская архитектура в зодчестве последующих эпох не имела, если не считать отдельные вспышки моды на элементы преимущественно декоративного характера, такие как сфинксы или обелиски.


Архитектура античного мира.

Античным миром принято называть архитектуру Древней Греции и Древнего Рима. Объединили их не только общий социально-политический строй (рабовладельческий), но схожие черты культурного наследия.

 

Афинский Акропольclip_image031 (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителей данного города. Наиболее знаменит Акрополь в Афинах.

Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.).

АКРОПОЛЬ в Афинах, укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода.

История создания

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

 


 

clip_image033Пропилеи и храм Ники Аптерос

Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

Эрехтейон

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе

Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.


clip_image034Парфенон

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн 10,5 м; 447 освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шестclip_image035вия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы.

К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.


Ансамбль Акрополя

clip_image036Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

Акрополь в последующие эпохи

В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.


Правитель Афин Перикл.

clip_image038Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства приходится на “эпоху Перикла” – с 450 г. до н. э. по 410 г. до н. э.

Архитектура того времени выступала как свидетельство победы разумной человеческой воли над природой. Так, на крутом мысе Суний в 40 км от Афин, на далеко выдвинутой в море самой восточной точке Аттики был сооружен храм бога морей Послейдона.

Во времена Перикла впервые широко была применена правильная (регулярная) планировка городов по единому продуманному замыслу. Так была распланирована военная и торговая гавань Афин – Пирей.

В Пирее мощеные улицы одинаковой ширины; под прямым углом их пересекают поперечные, более короткие и узкие улицы. Работы по планированию были проведены архитектором Гипподамом из Милета в 446 г. до н. э.

При планировке учитывался характер рельефа местности, а также направление ветров. Определялись места основных общественных зданий.

Но самым главным сооружением эпохи Перикла был новый ансамбль Акрополя, который был разрушен во время персидского нашествия: остатки старых зданий и разбитые статуи были употреблены теперь на выравнивание поверхности холма Акрополя. Основные сооружения Акрополя были воздвинуты в 449 – 421 г. до н. э. и только Эрехтейон закончили строить в 406 г. до н. э.


Триумфальные арки

Если для Греции главным типом архитектурного сооружения был храм, то в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а позже императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры, дворцы и вилы, инженерные сооружения.

Арка императора Тита

clip_image040Возвдвинута в 81 году в ознаменование о взятии Иерусалима. Является одним из лучших образцов римской классической архитектуры императорского времени.

Ширина пролета – 5,33 м

Высота – 15,4 м.

Арка украшена колоннами с композитными капителями (по 4 колонны с каждой стороны). Колонны несут раскрепованный антаблемент, над ним – высокий строгий аттик с посвятительной надписью. Все сооружение было задумано как своеобразный постамент статуи императора Тита на квадриге. Арка Тита отличается от арок эпохи Августа большей монументальностью м пластическим богатством. Контрасты освещенных и затененных, выступающих и углубленных частей входят в художественный замысел памятника.

Арка императора Константина

clip_image042В начале IV века, в 315 году, была сооружена арка Константина. Это трехпролетная арка, украшенная по обеим сторонам 4 коринфскими колоннами, несущими раскрепованный антаблемент; над колоннами поставлены статуи пленников. Арка завершается аттиком с надписью и рельефами. Все сооружение почти сплошь покрыто рельефами. Значительная часть их перенесена с более ранних памятников (финуры пленников и ряд рельефов, вероятно, сняты с арки Траяна). Возможно, арка Константина является переделкой более ранней арки, чем объясняются ее строгие пропорции.

 

Пантеон – храм всех Богов

В эпоху Адриана (117 – 138гг.) был построен (на месте сгоревшего Пантеона Агриппы) Пантеон – храм всех богов (около 125 г.), один из замечательнейших памятников архитектуры.

Пантеон представляет собой новый тип храмовой постройки. clip_image044Само назначение его предопределило поиски особенно монументального архитектурного образа. Пантеон представляет собой громадную ротонду, увенчанную грандиозным куполом. Наружний вид храма отличается подчеркнутой простотой. Большую часть окружности ротонды составляет глухая стена: только входная сторона, отмеченная мощным портиком, как бы предвещает всю значительность архитектурного образа храмового интерьера, воспринимаемого с особенной остротой по контрасту со сдержанностью архитектурных форм наружного облика здания. Вошедший ы храм зритель оказывается внутри грандиозного подкупольного пространства. Гигантские размеры сооружения (высота храма – 42,7 м, внутренний диаметр купола – 43,5 м) в соединении с гармоническими пропорциями и благородной красотой архитектурных форм создают впечатление исключительной силы. В пантеоне юлагодаря тому, что купол опирается непосредственно на стены, огромное по объему внутреннее пространство храма, не нарушаемое никакими дополнительными опорами, приобретает исключительное единство и целостность, а центрическая форма ротонды и полусферическое перекрытие придают ему черты гармонической завершенности. При этом внутреннее пространство храма не изолировано от внешнего мира: сквозь большое (диаметром в 9 м) круглое отверстие в центре купола – единственный источник освещения храма – видно голубое небо.

Пантеон построен из кирпича и бетона. Стены стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен – 6,2 м. Внутри стен имеются пустоты для облегчения их веса. Для прочности стен и правильного распределения сил тяжести и распора применена строго продуманная система больших и малых кирпичных арок и поперечных перемычек, придающих жесткость стенам. Самый купол по конструкции подобен стене и сложен из горизонтальных слоев бетона, прослоенного большими двухфутовыми кирпичами. Опорная стена и нижняя часть купола пронизаны пустотами и снабжены кирпичными арками, которые образуют целую систему и позволяют равномерно загрузить опорные части.


Колизей

clip_image046Амулет “Вечного города”.

Если все дороги, как известно, ведут в Рим, то маршруты “Вечного города” сходятся именно в этом месте. Величественный Колизей на протяжении не одной сотни лет не только визитная карточка и главная достопримечательность, но еще и охранный амулет Рима. Эту миссию Колизею пророчествовал еще в VII веке один монах-британец, сформулировав изречение, ставшее крылатым: “Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда падет Колизей, падет Рим; когда падет Рим, падет весь мир”. Колизей, хоть и не раз был под угрозой гибели, все же выстоял, и, пройдя через вековые испытания, стоит до сих пор. А рассказы о его истории, произнесенные гидами на разных языках мира, звучат сегодня эхом среди каменных стен, трибун и многочисленных арок…

Строительство

Время начала строительства Колизея нельзя назвать удачным ни для самого Рима, ни для империи в целом. Тремя годами ранее, в 68 н.э. году, был свергнут император Нерон, вскоре покончивший с собой. В борьбе за трон победил Веспасиан из рода Флавиев, в 69 н.э. году он стал новым римским императором и, будучи человеком деятельным, сразу приступил к восстановлению города. Местом для постройки главной римской арены было выбрано дно искусственного озера, вырытого еще по приказу Нерона для украшения своей резиденции, знаменитого Domus Aurea – “Золотого Дома”. Предание гласит, что римляне строительством Колизея были очень довольны, поскольку роскошного дома тирана, как впрочем, и самого Нерона, они не особо любили.

К сожалению, история не донесла до нас имя архитектора, спроектировавшего этот грандиозный памятник античного Рима. Как известно, при его возведении использовали труд рабов, однако инженерное совершенство здания и качество постройки говорят о том, что привлекали и квалифицированных специалистов.

Начатое Веспасианом строительство продолжалось почти 10 лет, и было завершено уже при его старшем сыне римском императоре Тите в 80 году н.э.

Торжества по случаю открытия главной римской арены продолжались безостановочно 100 дней. За это время друг друга растерзали и перерезали 2000 гладиаторов и 5 000 диких зверей.

Устройство

В центре Колизея находилась арена, окружённая террасой, где располагались ложи императора, видных сенаторов, судей и пап. Император со своим приближением имел отдельный вход. Остальные зрительные места были разделены на три яруса:

– нижний ярус – знатные вельможи и богатые коммерсанты,

– второй – для свободных граждан Рима среднего сословия,

– последний – для простого люда.

На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами. А ещё выше рабов располагались моряки императорского военного флота Classis Miseniensis. Что они там делали? Они управляли огромным льняным холстом, покрывавшим Колизей сверху таким образом, чтобы арена оставалась всегда открытой. Для этого здесь была сооружена сложная конструкция, состоящая их 240 столбов, поддерживающая гигантскую материю. А поскольку моряки были отменными мастерами в управления парусов, то именно они являлись ответственными за этот сектор. Под ареной находились специальные проходы, которые использовались при проведении спектаклей, а также клетки с дикими зверями. В Колизее существовало два специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили помилованные гладиаторы, через другой выносили мёртвых.

Четыре основных входа в Колизей позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительных местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Общая средняя вместимость Колизея составляла около 50 тысяч человек, но могло войти до 68 тысяч. Но нужно также заметить, что туалетов там не было, нетрудно представить, какие последствия из этого вытекали...


Предназначение

“Хлеба и зрелищ!” - скандировала толпа. “Хлеба и зрелищ!” – такова была и политика правящей части римского общества. Патриции понимали: чтобы удержать в повиновении народ, нужно, во-первых, чтобы люди были сыты (или, хотя бы, не слишком голодны), а во-вторых, постоянно запудривать мозги доверчивым гражданам всевозможными кровавыми зрелищами. Посему за вход в Колизей – главную арену Рима, плата не взималась, к тому перед входом бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба.

На арене Колизея можно было увидеть бои гладиаторов (обычно это были специально подготовленные рабы), охоту на хищных зверей, привозимых из далеких стран, морские бои - навмахии, для проведения которых арена заливалась водой. Считается, также, что Колизей был местом мученичества первых христиан.

Кроме того, здесь проходили конные состязания, спортивные соревнования и нечто похожее на современные концерты. Организация подобных зрелищ являлась одной из негласных обязанностей правящего класса и была верным способом завоевать любовь народа. Как дело государственной важности, связанное к тому же с большими расходами, проведение игр регулировало множество законов.

Колизей использовали по прямому назначению в течение четырех с половиной веков, и за это время его неоднократно достраивали, частично перестраивали и ремонтировали, не меняя общей конструкции. В 217 году верхние ярусы сгорели в результате пожара, вызванного ударом молнии, но их восстановили. В 248 году в Амфитеатре торжественно отпраздновали тысячелетие Рима.

Последний бой гладиаторов состоялся в 404 году, а в 405 подобные зрелища запретили как противоречащие духу христианства, которое к тому времени стало господствующей религией. По ряду свидетельств, в середине V века Колизей еще сохранял первоначальный вид, но уже спустя 50 лет был сильно разрушен, возможно, в результате землетрясения. Звериные травли устраивали в Колизее еще больше века - последнюю провели в 523 году, уже после падения Римского государства. Еще некоторое время Амфитеатр изредка использовали как арену, но к VIII – IX веку его полностью забросили.