Сообщение

Безопасность при эксплуатации строительных машин

Содержание материала

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Строительные машины – средства повышенной опасности

Классы машин:

1. подъемно-транспортные

землеройные

дорожно-строительные

2. оборудование заводов ЖБК

3. оборудование заводов строительных материалов

Опасные и вредные факторы машин:

· действие механической силы:

· наезд

· травмирование движущимися органами

· опрокидывание машин

· падение грузов с высоты

· обрушение грунта

· поражение электрическим током (собственным или ЛЭП)

· микроклимат, шум, вибрация, запыленность, загазованность, тепловое излучение

· повышенные физические нагрузки

· повышенные нервно-психологические нагрузки

· несоответствие рабочего места требованиям эргономики

Эргономика – наука о едином биотехническом комплексе "человек-машина-среда"

Основные причины травматизма:

· ошибочное или недисциплинированное с нарушением требований безопасности поведение рабочих

· несовершенство машин

Требования безопасности на этапе конструирования:

· выбор безопасного принципа работы

· назначение безопасных скоростей

· надежность и прочность элементов

· устойчивость машин

· автоматическое и дистанционное управление

· специальные устройства безопасности

· коллективные и индивидуальны средства защиты

· электробезопасность

· взрыво- пожаробезопасность

· применение соответствующих материалов


Требования безопасности на этапе эксплуатации

· использование машин в соответствии с технической документацией на машину, ППР, нормативной документацией по безопасности

· ограждение опасных зон

· обучение и инструктаж рабочих

· технический надзор

Устойчивость строительных машин. Причины опрокидывания:

· превышение веса поднимаемого груза

· примерзание конструкций

· динамические нагрузки при неправильной эксплуатации

· наклон поверхности

· просадка грунта

· ветер

Устойчивость машин Муд / Мопр > Ку (коэффициент запаса)

Устойчивость башенных кранов. Определяется для следующих случаев эксплуатации:

1. действие груза (грузовая устойчивость)

2. отсутствие груза (собственная устойчивость)

3. внезапное снятие груза

4. монтаж и демонтаж

5. при испытаниях

clip_image002

Рис. 15.1. Схема определения устойчивости башенного крана:

а - грузовой устойчивости; б — собственной устойчивости; я — устойчивости при снятии нагрузки

Устойчивость колесных и гусеничных машин:

Особенность – неподготовленность поверхности, уклон рабочей поверхности, просадка грунта под колесами

Показатели:

· момент устойчивости

· угол устойчивости

· максимальная статическая нагрузка

· момент и угол запаса устойчивости

· угол крена

clip_image004 clip_image006

Рис. 15.2. Схема определения устойчивости элект­ропогрузчика:

а – для горизонтального положения; б – для наклон­ного положений; в – динамической устойчивости при торможении

При отсутствии соответствующих указаний в проекте производства работ, минимальное расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайших опор машины допускается принимать по таблице 1

Установка машин на строительной площадке

Глубина выемки,

Наименьшее допустимое расстояние L, м, для ненасыпного грунта

м

песчаного

супесчаного

суглинистого

глинистого

1

1.5

1.25

1

1

2

3

2.4

2

1.5

3

4

3.6

3.25

1.75

4

5

4.4

4

3

5

6

5.3

4.75

3.5


Устройства безопасности грузоподъемных кранов

1. Тормозные устройства – ленточные, колодочные, дисковые (используется сила трения)

2. Контрольно-предохранительные устройства

а) указатели: ветрового давления

вылета стрелы

поворота и пути

крена крана

приближения к воздушным ЛЭП

б) противоугонные захваты

в) ограничители: высоты подъема и опускания груза

высоты подъема стрелы

угла поворота

вылета стрелы

грузоподъемности

грузового момента

скорости

г) буферные устройства

3. Ограждающие устройства (ОУ): кожухи, щиты, решетки, сетки, перила. Служат для предотвращения попадания людей в опасную зону.

4. Блокирующие устройства – обеспечивают отключение механизмов при возникновении нештатной ситуации (конечные выключатели, датчики, приборы, ….).

clip_image008

Рис. 15.4. Приборы и устройства безопасности башенного крана:

1 - приборы сигнализации и отключения крана вблизи линии электропередач; 2- анемометр; 3 - датчик усилий ограничителя грузоподъемности; 4 - датчик ограничителя угла подъема стрелы; 5 - концевой выключатель ограничителя высоты подъема крюка; 6 - звуковой сигнал; 7 - концевой выключатель ограничителя поворота башни; 8 - панель сигнализации ограничи­теля грузоподъемности; 9— релейный блок ограничителя грузоподъемности; 10 - концевой выключатель ограничителя передвижения крана; 11 - инвентарная путевая линейка; 12 - тупиковые упоры; 13 - противоугонные устройства; 14 – тормоз.


Безопасность при оборудовании рабочих мест.

Размер кабины машиниста (кроме базовых автомобилей) – высота 1600 мм, ширина – 920 мм, длина в зоне средств управления – 1400 мм.

Основная поза – сидя.

Информационное поле кабины:

I зона ± 15о от линии взгляда – наиболее важные и часто используемые приборы (более 2 раз/мин)

II зона ± 30о частое наблюдение информации (чаще чем 2 раза/час)

III зона ± 60о редко используемые приборы (реже, чем 2 раза/час)

clip_image010 clip_image012

Моторное поле рабочего места: 1 – зона очень часто используемых органов управления;

2 – то же, часто ис­пользуемых; 3 – то же, редко используемых

Моторное поле – пространство рабочего места с органами управления (3 зоны: очень часто, часто, редко используемые органы управления).

Обзорность кабины – свойство, обеспечивающее безопасность проведения работ. Оценивается в углах (вертикальных и горизонтальных):

Вертикальные углы: aв = arctg ( zв/xo) и aн = arctg (zн/xo)

Горизонтальный угол ag = 2 arctg (yк/xo)

Для определения требуемой обзорности необходимо знать размеры рабочего пространства, обслуживаемого машиной.

Ширина невидимых участков, образуемых конструктивными элементами (стойками) кабины: В =12000 – (y-65)/xo + 65 - неправильная формула. Правильно: В = L - (y-65)/xo + 65, где L – расстояние до плоскости обзора.

clip_image014 clip_image016

Рис. 8. Схема определения обзорности (из кабины крана)

Безопасность грузоподъемных машин, подконтрольных Технологическому надзору РФ:

краны, лифты, подъемники, автовышки, траверсы, вспомогательные грузоподъемные машины. Требуется регистрация. Контроль 1 раз/год.

Испытания: первичное – 1.25 номинальной грузоподъемности

периодические 1.1 грузоподъемности

Принцип статического испытания: поднимается груз на 10 … 20 см, выдержка 10 мин. Если за это время груз не опустился на землю, то кран испытание прошел. Остаточная деформация не допускается.

Динамические испытания: 1.1 грузоподъемности. Подъем, опускание, поворот, движение.