Сообщение

9. Ценообразование в строительстве в других странах

Содержание материала

9.1 Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве в Российской Федерации

При формировании сметной документации, а также первичной учетной документации в строительстве в Российской Федерации руководствуются Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на территории Российской федерации МДС 81-1.99, принятыми и введенными в действие с 1 июля 1999 года Постановлением Госстроя РФ от 26.04.1999 г. № 31.

Нормы накладных расходов и порядок их определения установлены Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 12.01.2004 г. № 6.

Госстрой России постановлением от 28.02.2001 N 15 утвердил по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве» (МДС 81-25.2001). Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства РФ. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения Методических указаний носят рекомендательный характер.

Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в особых условиях к сметным нормам применяются соответствующие коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов.

Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает в себя строительные нормы и правила - часть 4 СНиП «Сметные нормы и правила», Государственные федеральные сметные нормативы (ГФСН) и другие сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Современная сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции представлена на рисунке 8.1.

По ширине использования сметные нормативы подразделяются на государственные (федеральные), производственно-отраслевые, территориальные и фирменные.

Суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствующие цены ресурсов дает единичную расценку - стоимость прямых затрат на установленную единицу работ. На основании единичных расценок составляются локальные сметы, определяющие сметную стоимость строительных работ.


Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.

К элементным сметным нормативам относятся:

- сметные нормы расхода ресурсов на соответствующие единицы измерения работ. Они содержатся в Сборниках: элементных сметных норм (ЭСН-84); сметных норм и расценок (СНиР-91); показателей ресурсов на строительные работы (ПРС-98 СПб); государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) и других;

- единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ). Они приводятся в Сборниках: единых районных единичных расценок (EPEP-84); сметных норм и расценок (СНиР-91); сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91); сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы (СНиР -91); единичных расценок на строительство (ЕРС-99 СПб); расценок на монтаж оборудования (РМО); федеральных единичных расценок (ФЕР-2001); территориальных единичных расценок (ТЕР-2001) и других;

- сметные цены сгруппированы в Сборниках: цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП IV-4-82); цен на перевозки грузов для строительства (СНиП 4.04-91); средних сметных цен на основные строительные ресурсы (ССЦ-2003) и других.


Screenshot_15

Рисунок 9.1 Система ценообразования и сметного нормирования РФ


К укрупненным сметным нормативам относятся:

сметные нормативы, выраженные в процентах:

- нормативы накладных расходов по основным видам строительства и видам строительных и монтажных работ; нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам работ) (МДС 81-33.2004);

- нормативы сметной прибыли по видам строительно-монтажных работ (МДС 81-25.2001);

- сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09-91, ГСН 81-05-01-2001);

- сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (СНиП 4.07-91, ГСН 81-05-02-2001);

- резерв средств на непредвиденные работы и затраты (п.3.5.9 МДС 81-1.99);

укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости (сборники и удельные показатели):

- показатели на виды работ (ПВР);

- показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР);

- показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС);

- показатели стоимости строительства (УПСС);

- прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);

- сметные нормативы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ;

- ресурсные нормативы (УРН) и показатели ресурсов (УПР);

- расценки, разработанные до 01.01.91 г.;

- удельные показатели стоимости строительства в текущих ценах, публикуемые в официальных изданиях (УдПС).

Для оценки стоимости строительства по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию в настоящее время, как правило, применяются базисно-индексный и ресурсный (ресурсно-индексный) методы. Основным методом является базисно-индексный.

Методика расчета индексов заключается в периодическом отслеживании и статической обработке текущих цен на строительную продукцию, работы и ресурсы с последующим усреднением полученных индексов. Эту работу проводят РЦЦС и независимые центры мониторинга цен в строительстве. Текущие прогнозные индексы публикуются в периодических бюллетенях «СтройИнформ» (ежемесячно), «Бюджет стройки» и «КО-ИНВЕСТ» (ежеквартально).

Для расчета индексов применяют различные методы. Основным является метод Госстроя РФ. Он базируется на ресурсном подходе к определению стоимости строительной продукции.

Все сметные нормативы образуют единую систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.


Состав сметных нормативов представлен на рисунке 8.2

Screenshot_16

Рисунок 9.2. Состав сметных нормативов Российской Федерации


Сметные нормы и расценки 1991 г. составлены по 54 территориальным районам и носят комплексный характер. В них приведены нормы расхода ресурсов и расценки (прямые затраты) на измеритель работ, они содержат затраты труда машинистов и коды ресурсов. Эти нормы введены взамен сборников ЭСН и ЕРЕР 1984 г. 49 сборников СНиР-91 содержат более 20 тыс. норм и расценок. Стоимостные показатели в СНиР рассчитаны по 1-му территориальному району, принятому за базисный. По другим районам следует применять соответствующие территориальные коэффициенты.

ГЭСН являются составной частью 81 раздела СНиП. Они предназначены для определения состава и потребностей в ресурсах и выполнения сметных расчетов ресурсным (ресурсно-индексным методом). ГЭСН-2001 обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств Государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. В других случаях они носят рекомендательный характер.

Новые нормы расхода ресурсов используются в соответствии с Указаниями Госстроя России по применению государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН-2001) - МДС 81-28.2001.

При разработке элементных сметных норм было осуществлено сближение сметных и производственных норм расхода материалов, затрат труда, машин и механизмов, пересмотрены нормы и структура накладных расходов и сметной прибыли, которые базируются на сметном фонде оплаты труда работников строительного производства.

В действующей сметно-нормативной базе важное место занимает Свод правил (СП 81-01-94). В нем систематизированы все главные, основополагающие правила и положения по ценообразованию в строительстве.

Системой ценообразования в Российской Федерации предусмотрено формирование на федеральном уровне государственных элементных сметных норм, которые достаточны для разработки и внедрения новых сметных нормативов на территориальном и отраслевом уровнях, по согласованию с Госстроем России. Координация разработки сметных нормативов на территориальном и отраслевом уровнях осуществляется 80 региональными центрами по ценообразованию в строительстве, созданными в субъектах Российской Федерации. Методическое руководство деятельностью региональных центров осуществляется Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России.

На территориальном уровне РЦЦС разрабатывают региональные нормы, расценки и сметные цены на местные ресурсы. Например, Сборник средних сметных цен на основные строительные ресурсы (ССЦ), где приводятся тарифные ставки оплаты труда рабочих, коэффициенты перехода от оптовых цен на материалы к сметным ценам, провозная плата за перевозку грузов автомобильным транспортом, оптовые и сметные цены (без НДС) на материалы, изделия, конструкции, оборудование, мебель, инвентарь зданий и сооружений.


9.2 Зарубежный опыт в области формирования стоимости строительства объектов

В мировой практике все многообразие действующих методов определения стоимости строительства можно разбить на две группы:

- методы поэлементного расчета цены (применяются обычно на завершающих этапах проектирования);

- методы расчета цены по укрупненным показателям (используются на начальных этапах инвестиционного процесса).

Расчет стоимости строительства объекта в каждом случае осуществляется индивидуально с учетом специфических особенностей конкретного строительства на базе смет, составляемых фирмой-проектировщиком или инжиниринговой компанией.

В развитых странах с рыночной экономикой информационная база разработки смет основывается на регистрации реального и расчете прогнозного уровня цен.

Так, публикуемые информационными фирмами сборники (справочники) цен, предназначенные преимущественно для разработки инвесторских смет, отражают не базисный уровень цен, а средний реальный, ожидаемый в предстоящем году. Сметы подрядчиков базируются на результатах анализа уровня собственных затрат на выполнение работ и цен на используемые ресурсы.

Источниками единичных расценок служат расценки по ранее заключенным контрактам, официальная статистика и данные ежегодных фирменных справочников (фирм «Минз», «Ричардсон», «Додж», «Маршал&Свифт» в США, «Спонс» в Англии и др.)

К примеру, справочник фирмы «Минз» подробно рассматривает практически все виды строительных работ и представляет 50-60 тысяч единичных расценок на них с учетом стоимости материалов, рабочей силы, эксплуатации машин, накладных расходов и прибыли непосредственного исполнителя работы (прибыль и накладные расходы генподрядчика учитываются отдельно). В нем также приводятся условия применения целого перечня региональных и других корректирующих коэффициентов.

При выполнении стоимостных оценок широко используются разнообразные виды квартальных и годовых индексов цен по характерным видам зданий и сооружений, видам работ, группам материалов, оплате труда и др. и система территориальных коэффициентов. Ежеквартально, а часто ежемесячно публикуются ставки оплаты труда по 46 строительным профессиям для 314 городов США и Канады.


Затраты на заработную плату для каждой специальности рабочих подсчитывают на основе часовых тарифных ставок, при этом для конкретных городов эти ставки устанавливаются на год соглашением между ассоциациями предпринимателей и профсоюзами. Величины этих ставок учитывают климатические условия труда, стоимость жизни, а также соотношение между спросом и предложением труда.

Затраты на заработную плату рабочих в сметах закладываются в тех же нормах, по которым администрация строительных фирм осуществляет расчеты с рабочими. Это позволяет в процессе работы легко планировать и контролировать данную статью себестоимости и освобождает строителей от специальной разработки калькуляций трудозатрат и заработной платы, предназначенных для оперативного производственного планирования.

В справочниках цен на строительные работы приводятся обычно усредненная для всей страны стоимость конкретных видов материалов и региональные коэффициенты, установленные для 162 наиболее крупных городов ГИТА и Канады. Стоимость материалов и конструкций в сборниках этих цен указывается с учетом транспортных расходов по ценам франко-центр сосредоточенного строительства конкретного города и прилегающей к нему территории с радиусом 20 миль. Если объект находится за пределами этой территории, к справочной цене прибавляется стоимость дополнительных транспортных расходов.

При разработке проектов и инвесторских смет в расчете на еще не известного подрядчика (которой выявляется в дальнейшем в результате торгов или переговоров) проектировщик закладывает усредненные нормы накладных расходов. Строительные фирмы, предлагающие встречные цены, учитывают свои индивидуальные нормы накладных расходов, зависящие от размеров фирм и других факторов. Прибыль в сметах показывается в сумме с накладными расходами.

Следует отметить, что в США, как и во всех зарубежных странах, величина накладных расходов и прибыли, учитываемых в инвесторских сметах и в сметах подрядчика, поставлена в зависимость в основном от заработной платы рабочих-строителей и операторов строительных машин.


Широко используемым методическим приемом ценообразования в строительстве в США является установление сметной стоимости 1 человеко-часа работы бригады, учитывающей, кроме оплаты труда строителей и операторов строительных машин, затраты на эксплуатацию машин, накладные расходы и прибыль. Такие интегральные показатели цены единицы механовооруженного, управляемого и социально защищенного труда ежегодно публикуются для нескольких сотен характерных составов бригад, что значительно упрощает разработку смет ресурсным методом.

Огромный объем публикуемой в США и других странах информации о ценах в строительстве и тщательность разработки инвесторских смет подрядчика вызываются высокими требованиями к сметной документации, используемой при выборе подрядчика и установлении цены на строительство на торгах. Установление цены строительной продукции на торгах является в промышленно развитых странах основным методом ее экономической оптимизации.

При заключении строительных контрактов путем торгов в заявочных ценах подрядчиков учитываются очень скромные размеры рентабельности - от 2,5 до 6 % к издержкам производства. Такой уровень рентабельности не устраивает и не может устраивать подрядчика. Однако он вынужден идти по пути сознательного ограничения рентабельности в заявочных ценах, поскольку в противном случае очень невелики шансы успеха на торгах.

После выигрыша торгов и заключения договора в строительных фирмах разворачивается интенсивная работа по выявлению возможностей снижения издержек и повышения рентабельности практически каждого проекта без ухудшения качества и при безусловном соблюдении контрактных сроков строительства.

В крупных и средних строительных фирмах по каждому проекту (площадке) создается группа специалистов (сметчиков, организаторов производства, экономистов, технологов), главная цель которых - определить конкретные пути доведения уровня рентабельности по данному проекту до минимально необходимых 9,5 - 12%. Эта группа детально рассматривает все возможные пути экономии затрат и дает рекомендации о методах контроля за издержками производства, которые, как правило, четко реализуются.

При разработке инвесторских смет в части стоимости технологического оборудования в большинстве стран используются, как правило, справочники фирм-производителей. В США при определении стоимости технологического оборудования, предусмотренного проектом, зачастую используются данные, ежегодно публикуемые фирмой «Маршал & Свифт». Эти данные содержат показатели стоимости промышленного оборудования 30 основных отраслей промышленности.

Установление цены комплексного технологического оборудования в зарубежных странах осуществляется в результате переговоров или через торги. В случаях, когда фирма-поставщик является монополистом, проводятся переговоры. В странах ЕС принят закон, по которому подряды и субподряды на поставку оборудования на сумму свыше 1 млн. ЭКЮ должны размещаться через торги.