Сообщение

9. Ценообразование в строительстве в других странах - Сметные нормы и расценки

Содержание материала

Сметные нормы и расценки 1991 г. составлены по 54 территориальным районам и носят комплексный характер. В них приведены нормы расхода ресурсов и расценки (прямые затраты) на измеритель работ, они содержат затраты труда машинистов и коды ресурсов. Эти нормы введены взамен сборников ЭСН и ЕРЕР 1984 г. 49 сборников СНиР-91 содержат более 20 тыс. норм и расценок. Стоимостные показатели в СНиР рассчитаны по 1-му территориальному району, принятому за базисный. По другим районам следует применять соответствующие территориальные коэффициенты.

ГЭСН являются составной частью 81 раздела СНиП. Они предназначены для определения состава и потребностей в ресурсах и выполнения сметных расчетов ресурсным (ресурсно-индексным методом). ГЭСН-2001 обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств Государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. В других случаях они носят рекомендательный характер.

Новые нормы расхода ресурсов используются в соответствии с Указаниями Госстроя России по применению государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН-2001) - МДС 81-28.2001.

При разработке элементных сметных норм было осуществлено сближение сметных и производственных норм расхода материалов, затрат труда, машин и механизмов, пересмотрены нормы и структура накладных расходов и сметной прибыли, которые базируются на сметном фонде оплаты труда работников строительного производства.

В действующей сметно-нормативной базе важное место занимает Свод правил (СП 81-01-94). В нем систематизированы все главные, основополагающие правила и положения по ценообразованию в строительстве.

Системой ценообразования в Российской Федерации предусмотрено формирование на федеральном уровне государственных элементных сметных норм, которые достаточны для разработки и внедрения новых сметных нормативов на территориальном и отраслевом уровнях, по согласованию с Госстроем России. Координация разработки сметных нормативов на территориальном и отраслевом уровнях осуществляется 80 региональными центрами по ценообразованию в строительстве, созданными в субъектах Российской Федерации. Методическое руководство деятельностью региональных центров осуществляется Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России.

На территориальном уровне РЦЦС разрабатывают региональные нормы, расценки и сметные цены на местные ресурсы. Например, Сборник средних сметных цен на основные строительные ресурсы (ССЦ), где приводятся тарифные ставки оплаты труда рабочих, коэффициенты перехода от оптовых цен на материалы к сметным ценам, провозная плата за перевозку грузов автомобильным транспортом, оптовые и сметные цены (без НДС) на материалы, изделия, конструкции, оборудование, мебель, инвентарь зданий и сооружений.