Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов (приложение 25)
Содержание материала
- Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов (приложение 25)
- Категории мостов всех типов, рассчитанных на нагрузку Н8 или С14
- Эквивалентные нагрузки и классы эталонной нагрузки, соответствующие грузоподъемности мостов II категории
- Классы эталонных нагрузок указаны с учетом динамического коэффициента для поездов
- Эквивалентные нагрузки и классы эталонной нагрузки, соответствующие грузоподъемности мостов III категории
- Эквивалентные нагрузки и классы эталонной нагрузки, соответствующие грузоподъемности мостов IV категории
- Категории железобетонных мостов
- Допускаемые напряжения для кладки массивных опор
- Все страницы
УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАТЕГОРИЙ МОСТОВ ПО ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
1. Инструкцией по текущему содержанию искусственных сооружений №ЦП43/63 установлены следующие категории мостов по грузоподъемности (табл. П.25.1).
Таблица П.25.1. Категории мостов по грузоподъемности
Категории |
Мосты |
I |
Рассчитанные под нагрузку Н8 и С14 при отсутствии дефектов и повреждений, снижающих их грузоподъемность |
II |
Обеспечивающие обращение поездов с вагонами, имеющими погонную нагрузку до 105 кН/м пути (10,5 тс/м пути) при нагрузке от оси локомотивов и вагонов на рельсы до 270 кН (27 тс), а также допускающие пропуск транспортеров грузоподъемностью до 300 т со скоростью не менее 40 км/ч и со скоростью не менее 25 км/ч при их грузоподъемности 301-500 т. |
III |
Обеспечивающие обращение поездов с вагонами, имеющими погонную нагрузку до 90 кН/м пути (9,0 тс/м пути) при нагрузке от оси локомотива и вагонов на рельсы до 270 кН (27 тс), а также допускающие пропуск транспортеров грузоподъемностью до 300 т со скоростью не менее 25 км/ч и со скоростью не менее 15 км/ч при их грузоподъемности 301-500 т. |
IV |
Обеспечивающие обращение поездов с вагонами, имеющими погонную нагрузку до 75 кН/м пути (7,5 тс/м пути) при нагрузке от оси локомотива и вагонов на рельсы до 260 кН (26 тс), а также допускающие пропуск транспортеров грузоподъемностью до 300 т включительно со скоростью не менее 15 км/ч. |
V |
Все остальные мосты, не обеспечивающие пропуск нагрузок, указанных для I-IV категории. |
Эквивалентные нагрузки и классы нагрузки, принятые в качестве эталонных и соответствующие грузоподъемности мостов II—IV категорий, приведены в табл. П. 25.2 — П.25.4.
2. Категории мостов определяются на основании данных о грузоподъемности пролетных строений и опор, определенных по действующим нормативным документам1 и эталонной нагрузке, соответствующей данной категории моста. Категории по грузоподъемности определяются отдельно по пролетным строениям и опорам. За категорию моста принимается меньшая из установленных категорий.
Грузоподъемность мостов устанавливается методом классификации и при необходимости прямыми расчетами с учетом состояния и опыта эксплуатации сооружении.
3. Категории мостов всех типов, рассчитанных на нагрузку Н8 или С14, при наличии в них дефектов или повреждений устанавливаются путем проведения соответствующих расчетов и сравнения результатов расчётов с эквивалентными нагрузками или классами эталонных нагрузок соответствующих категорий (см. табл. П. 25.2—П.25.4).
4. Мосты старых лет постройки, на которых произведена замена про летных строений на новые металлические или железобетонные, рассчитанные под нагрузку Н8 или С14, при удовлетворительном состоянии опор следует относить ко II категории, а в случае, если по имеющимся расчетам опоры удовлетворяют расчетной нагрузке Н8 или С14 — к I категории.
При наличии в опорах дефектов или повреждений категория мостов устанавливается по состоянию опор в соответствии с указаниями п. 8.
1 Настоящее Руководство; Руководство по определению грузоподъемности железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов, СНиП 2.05.03 — 84 «Нормы проектирования. Мосты и трубы».
5. Металлические мосты, рассчитанные под нагрузку Н7, в случае отсутствия в них дефектов и повреждений, снижающих их грузоподъемность, следует относить ко II категории, кроме мостов с пролетными строениями длиной более 100 м, грузоподъемность которых должна проверяться расчетом, при необходимости с привлечением научно-исследовательских организаций.
При наличии дефектов или повреждений, снижающих грузоподъемность, категории мостов устанавливаются расчетом.
6. Категории металлических мостов старых лет постройки по состоянию пролетных строений устанавливаются но данным классификации их в соответствии с Руководством по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов (до проведения классификации пролетных строений по настоящему Руководству разрешается использовать данные расчета по Руководству 1965 г.) путем сравнения
классов элементов пролетных строений по прочности и устойчивости с учетом коррозии и других дефектов или повреждений с классами эталонной нагрузки соответствующей категории (см. табл. П. 25.2 — П. 25.4).
Сравнение необходимо производить по всем элементам главных ферм (для сквозных пролетных строений отдельно по поясам, раскосам, подвескам и стойкам, для сплошных балок — по характерным сечениям) и проезжей части (продольным и поперечным балкам), а также их прикреплений.
Сравнение следует начинать с эталонной нагрузки, соответствующей мостам II категории (см. табл. П. 25. 2).
Если классы всех элементов окажутся равными или выше соответствующих классов эталонной нагрузки, то мост относится ко II категории. В противном случае необходимо произвести аналогичное сравнение с нагрузкой, соответствующей III категории (см. табл. П. 25. 3) и при необходимости — IV категории (см. табл. П. 25.4).
Таблица П.25.2. Эквивалентные нагрузки и классы эталонной нагрузки, соответствующие грузоподъемности мостов II категории
Примечания. 1. Классы эталонных нагрузок указаны с учетом динамического коэффициента для поездов с электровозной тягой , где принимается в соответствии с указаниями п. 2.6. При недостаточной грузоподъемности моста его категория может быть определена при ограничении скорости движения поездной нагрузки. Допускаемая скорость движения поездов в этом случае определяется по формуле , где - динамическая добавка: ; K – класс элемента; - класс эталонной нагрузки определяемый по данной таблице для соответствующих длин загружения и положения вершины линии влияния . 2. Для железобетонных пролетных строений, грузоподъемность которых определена в соответствии с Руководством по определению грузоподъемности железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов, приведенные в таблице классы эталонных нагрузок необходимо умножать на поправочный коэффициент, равный 1,1.
Таблица П.25.3. Эквивалентные нагрузки и классы эталонной нагрузки, соответствующие грузоподъемности мостов III категории.
Таблица П.25.4 Эквивалентные нагрузки и классы эталонной нагрузки, соответствующие грузоподъемности мостов IV категории.
Мосты с пролетными строениями, имеющими классы меньше классов эталонной нагрузки, соответствующей IV категории, относятся к V категории.
7. Категории железобетонных мостов (кроме мостов, построенных после 1940 г. под нагрузку Н8 или С14) по состоянию пролетных строений устанавливаются на основании расчетов на прочность по Руководству по определению грузоподъемности железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов». В случае удовлетворительного состояния пролетных строений могут быть использованы приведенные в Руководстве данные о классах по прочности полетных строений проектировки 1911 —1940 гг.
Сравнение классов железобетонных пролетных строений с классами эталонных нагрузок, определяющих категории мостов (см. табл. П.25.2— П.25.4), производится так же, как для металлических пролетных строений (п.6).
8. При установлении категории мостов по состоянию массивных опор необходимо руководствоваться следующим.
В случае удовлетворительного состояния кладки опор и отсутствия дефектов или повреждений, свидетельствующих о недостаточной прочности основания (осадки и крены опор, поперечные трещины в фундаментах, зажатые пролетные строения), мосты по состоянию опор следует относить ко II категории. При этом стабилизировавшиеся деформации опор не учитываются. При расстройстве кладки или продолжающихся деформациях опор, не затрудняющих нормальную эксплуатацию, мосты следует относить
к категории, соответствующей обращающейся нагрузке (IIГ— на участках обращения поездов с восьмиосными и шестиосными вагонами и IV — на участках обращения поездов только с четырехосными вагонами).
В случае ограничения скорости движения поездов из-за наличия в опоре дефектов или повреждений, категория моста по его состоянию принимается на единицу ниже категории, соответствующей обращающейся нагрузке (но не ниже V).
При необходимости проверки прочности опор расчетом, впредь до выпуска специального Руководства по определению грузоподъемности опор железнодорожных мостов, разрешается пользоваться следующими указаниями Руководства по определению грузоподъемности металлических железнодорожных мостов (М.: Транспорт, 1945).
Проверка массивных опор производится по их состоянию и в необходимых случаях расчетом согласно Техническим условиям проектирования мостов и труб (ТУПМ-47). При этом угол внутреннего трения грунта принимается равным =35°. В случае отсутствия в опорах дефектов и повреждений, заставляющих предполагать влияние неудовлетворительного состояния основания (трещины, осадки, сдвиг, крен), допускаемые давления на грунт могут быть соответственно повышены, но не более чем на 50 % по сравнению с приведенными в технических условиях на проектирование мостов и труб; этим учитывается происходящее с течением времени уплотнение грунта.
Если фундамент опоры заключен в сплошное шпунтовое ограждение, то допускаемое давление на грунт может быть повышено до 75 % по сравнению с приведенным в указанных технических условиях.
Проверка прочности свайных опор производится согласно СНиП 2.05.03—84. Если свайное основание заключено в сплошное шпунтовое ограждение, то допускаемое давление на сваю или допускаемое давление на грунт на уровне острия сваи может быть повышено до 30 % по сравнению с нормативными значениями. Расчет опор производится с учетом тормозной силы (10 % от веса подвижной нагрузки).
Допускаемые напряжения для кладки массивных опор разрешается принимать по табл. П.25.5.
Таблица П.25.5. Допускаемые напряжения для кладки массивных опор
При пересчете опор, находящихся в безупречном состоянии, допускаемое напряжение на кладку разрешается повышать до 50 % по сравнению с приведенным в табл. П. 25.5.
Окончательно вопрос о дальнейшем использовании опор решается на основании данных перерасчета и результатов наблюдения за их состоянием.
9. Категории деревянных мостов по грузоподъемности, а также опор временных мостов с деревянными опорами и металлическими пролетными строениями при удовлетворительном их состоянии устанавливаются путем сравнения расчетной нагрузки, принятой при проектировании этих мостов, с нагрузкой, определяющей категорию моста (см. табл. П. 25.2 — П. 25.4).
При наличии дефектов и повреждений или отсутствии данных о расчетной нагрузке должен производиться проверочный расчет конструкций с использованием эквивалентных нагрузок, приведенных в табл. П. 25.2— П.25.4 и в действующих нормах проектирования временных мостов.
Категории металлических пролетных строений временных мостов устанавливаются так же, как постоянных металлических пролетных строений.
10. Категории арочных железобетонных и каменных мостов, рамных железобетонных путепроводов, металлических опор и других необычных
конструкций (кроме построенных под нагрузку Н8 или С14 и относящихся при удовлетворительном состоянии к I категории) должны устанавливаться по расчетным нормам или проверочным расчетам с учетом состояния сооружений.