Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов (часть 11) - Определение состояния сварных швов
Содержание материала
- Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов (часть 11)
- Соответствие пролетных строений конструктивным чертежам или съемку чертежей
- Определение степени коррозии металла
- Выявление искривлений элементов, пробоин
- Определение состояния сварных швов
- Определение смещения оси пути относительно оси пролетного строения
- Определение рода и механических свойств металла
- Испытание пролетных строений
- Все страницы
11.9. При осмотре металла сварных пролетных строений основное внимание обращается на состояние сварных швов и околошовной зоны. Наиболее тщательно нужно осмотреть работающие на растягивающие и знакопеременные усилия элементы сквозных главных ферм и растянутую зону балок со сплошной стенкой.
В этих элементах и частях особенно внимательно нужно осматривать сварные швы и околошовную зону вблизи мест — концентраторов напряжений, а именно — в местах изменения сечений элементов; например, при обрывах или изменениях толщины и ширины поясных листов в балках, в местах примыкания узловых фасонок связей, накладок, ребер, диафрагм, у концов швов, в том числе в стенке балок в местах обрыва швов прикрепления ребер жесткости, подрезов металла и оставленных кратеров, на участках швов, где имеются изменения их формы.
Также тщательно нужно осматривать стыковые швы растянутых и знакопеременных элементов: особое внимание следует обращать на кромки листов у границ стыковых швов.
Осматривать швы и околошовную зону рекомендуется с применением дефектоскопов. Если нет этих приборов, допускается осматривать визуально. Для этого загрязненные места нужно предварительно тщательно очистить. Сомнительные места, где при визуальном осмотре возникает подозрение в наличии трещин, осматривают через лупу с 4-10-кратным увеличением. Если необходимо, металл в этих местах очищают от краски и продуктов коррозии. В необходимых случаях изготавливаются макрошлифы (см. приложение 29).
11.10.При обследовании опорных частей устанавливают их конструкцию, расположение и состояние. Путем обмера и наблюдения за работой опорной части при проходе поезда выявляют не точности взаимного расположения опорных плит, балансиров и катков, положения опорных частей на подферменниках. При обнаружении смещения, перекоса и т.п. в расположении опорных частей нужно выяснить причину их появления.
Повреждения, на которые должно быть обращено внимание: коррозия, трещины и сколы в элементах опорных частей; неравномерное опирание катков и шарниров; перекосы, угон и заклинка катков; неравномерное опирание опорных плит на подферменники; наличие срезанных головок болтов в прикреплении планок к торцам катков; отсутствие защитных чехлов. При осмотре подвижных опорных частей со срезными катками нужно обращать внимание на возможное смятие мест контактов противоугонных зубьев с углами пазов в балансире и опорной плите.
В случае наклона срезных катков и наличия смятия в местах контактов противоугонных зубьев с углами пазов нужно замерить взаимное положение конца нижнего балансира относительно края опорной плиты при положительных и отрицательных температурах, замерить углы наклона катков.
Для установления наличия заклинки катков следует сравнить разность замеренных смещений нижнего балансира относительно опорной плиты с результатами расчетных перемещений для данного перепада температур.
Правильность установки опорной плиты определяется замером (с фиксацией температуры) смещения ее середины относительно середины нижнего балансира и сравнением замеренного смещения с теоретическим значением, рассчитанным для этой же температуры.
11.11. При обследовании пролетных строений должны быть отмечены и учтены при оценке их состояния обнаруженные конструктивные дефекты, которые в расчетах не учитываются, например: неудовлетворительное расположение материала сечений тех или иных элементов; эксцентричное прикрепление в плоскости и из плоскости ферм; недостаточная связь между ветвями растянутых элементов; отсутствие концевых планок в соединительной решетке составных элементов главных ферм; большой шаг связующих заклепок; отсутствие тормозных связей в пролетных строениях пролетом более 70 м и разрывов продольных балок — при пролетах более 100 м; отсутствие прокладок между верхним поясом главных или продольных балок и фасонками верхних продольных связей; отсутствие дренажных отверстий и др.
11.12. В случае выявления при обследовании пролетных строений и опорных частей опасных дефектов (трещины, очаги сильной коррозии, большое количество слабых заклепок в прикреплениях, значительные искривления элементов и др.) совместно с линейными работниками должны приниматься необходимые меры по обеспечению безопасности движения поездов. Обнаруженные трещины во всех случаях должны быть незамедлительно, засверлены.