Сообщение

Руководство по определению грузоподъемности металлических пролетных строений железнодорожных мостов (часть 11) - Определение степени коррозии металла

Содержание материала

11.5. При определении степени коррозии металла особое вни­мание нужно обращать на пояса балок проезжей части, коробки нижних поясов, узлы главных ферм, на элементы в местах их при­ крепления к узловым фасонкам, на элементы с большим шагом связующих заклепок, особенно в напряженных зонах.

В местах, где определяется степень коррозии, поверхность элементов должна быть очищена металлическими щетками от гря­зи, краски, легко отслаивающихся продуктов коррозии, пласто­вой ржавчины и т. п. После этого механическими или ультразвуко­выми измерительными инструментами замеряется действитель­ная толщина сечения элемента.

В элементах с местными коррозионными повреждениями в ви­де пятен, язв наряду с измерением действительной толщины сече­ния элемента должна быть определена глубина язвенных повреж­дений в сечениях с максимальными по визуальному осмотру повреждениями. Измерения выполняются специальным микромет­ром или штангенциркулем с заостренной ножкой с точностью до 0,1 мм.

В дальнейшем при оценке грузоподъемности элемента по вы­носливости с учетом коррозионных повреждений эффективный коэффициент концентрации напряжений clip_image002 принимается по сече­нию элемента с максимальной глубиной язвенных повреждений.

При наличии коррозии между листами клепаных пакетов и не­доступности для замера толщин частей, составляющих пакет, не­поврежденная коррозией толщина пакета (непосредственно у за­клепок, соединяющих части пакета) умножается на коэффициент ослабления, учитывающий распучивание пакета,

clip_image004,

где clip_image006 - неповрежденная коррозией толщина пакета, мм; clip_image008- толщина пакета, замеренная в месте наибольшего распучивания, вызванного кор­розией, мм.

11.6. При обследовании должны фиксироваться все трещины в металле независимо от их раскрытия. Поиск трещин рекоменду­ется выполнять с применением дефектоскопов. Дефектоскопами проверяются все места наиболее вероятного образования трещин, а также вызывающие подозрения на их наличие. Если нет дефек­тоскопов, нужно обращать внимание на состояние окраски. При обнаружении в краске трещин или следов проступающей ржавчи­ны (при общем хорошем состоянии окраски) краска в таком месте должна быть очищена, а поверхность обнаженного металла ос­мотрена через лупу. Если после тщательного осмотра сомнитель­ного места нет уверенности в отсутствии трещины, надлежит изго­товить макрошлиф или срубить стружку (приложение 29).