Сообщение

Работа по дереву и стеклу (часть 7)

Содержание материала

3. Изготовление и обработка изделий из стекла

По своей структуре стекло является достаточно хрупким материалом, поэтому при работе с ним необходимы осторожность и внимание.

При работе со стеклом следует знать несколько основных правил, без знания и соблюдения которых можно получить травмы или испортить материал.

Резка стекла

Одним из основных правил является то, что при резке стекла следует правильно держать стеклорез, а именно: указательный палец должен находиться сверху, а инструмент должен располагаться почти в вертикальном положении (рис. 126).

clip_image001

Рис. 126. Виды резки стекла: а – положение стеклореза при работе со стеклом; б – надлом стекла после резки; в – обкалывания края; г – фигурный надрез стекла; д – надрез стекла по окружности; е – резка стекла угольным карандашом.


При резке стекла стеклорез направляют по линейке или ровной рейке. Если на стекле осталась прозрачная линия, значит, стеклорез острый. Также еще одним доказательством этого будет тихий потрескивающий звук, слышимый во время резки.

Свидетельством того, что стеклорез не был острым или его положение неправильно, будет глубокий след белого цвета, оставшийся после работы. Иногда бывают и такие случаи, что стеклорез острый, но не дает хорошего надреза при нормальном нажиме; в этом случае его нужно окунуть в керосин.

В первый раз лучше начать работу с небольшим куском стекла. Резку стекла начинают с дальнего края листа: в направлении на себя производится движение стеклорезом по поверхности (один раз), при этом давление на стеклорез должно быть равномерным. В том случае, если надрез не получился, следует перевернуть полотно и произвести надрез с обратной стороны.

После надреза стекло нужно отломить. Сделать это будет намного удобнее, если разместить под листом стекла рейку и слегка надавить на него сверху.

При работе со стеклом небольших размеров его можно обломать с помощью стеклореза, у которого специально для этой цели сделаны вырезы, или с помощью плоскогубцев.

Если нужно сделать фигурный надрез, то для этого помещают под стекло лист бумаги с нанесенной на него линией контура.

Для того чтобы вырезать круг, сначала делают фигурный надрез по окружности, затем в противоположном направлении от линии окружности стекло надрезают (надрезы являются радиусами). Оставшееся стекло обламывают.

Бывают такие случаи, когда необходимо вырезать фигуру замысловатой формы, что сделать с помощью стеклореза весьма затруднительно; при подобных работах удобным будет использование паяльника. Для проведения такой операции сначала вычерчивают на листе бумаги или картона ту фигуру, которую предстоит вырезать. После этого на изготовленный шаблон кладут лист стекла. На краю стекла, в том месте, где начинается линия разреза, нацарапывают напильником небольшое углубление на расстоянии 2 мм от края и по образовавшейся бороздке проводят без отрыва заостренным концом нагретого паяльника. За проведенной с помощью паяльника линией потянется трещина в стекле.

Если под руками не оказалось стеклореза, то можно обойтись и без него, заменив этот инструмент угольным карандашом.

Прежде чем начать резку стекла, надпиливают его край с помощью трехгранного напильника, затем карандаш поджигают с одного края и подносят к надпиленному краю стекла. При этом необходимо постепенно передвигать горячий конец карандаша в нужном направлении. В результате этого образуются трещины на стекле, по которым затем стекло легко сломать. Если необходимо разрезать какой-то стеклянный сосуд, то сначала нужно наполнить сосуд водой до определенного уровня. После этого на уровне налитой воды обвязывают сосуд шпагатом, предварительно смоченным бензином или керосином, и зажигают его. В результате данный сосуд лопнет точно по линии шпагата. Для того чтобы сосуд лопнул ровно, шпагат должен плотно прилегать к внешней стенке сосуда.

Резку больших листов стекла производят только при его размещении на абсолютно ровной поверхности. Листы стекла хранят в вертикальном положении (на ребре). Если необходимо перенести лист стекла, его обхватывают с двух сторон обеими руками, широко расставив пальцы. Чтобы избежать порезов, необходимо взять в каждую руку по салфетке.


Стеклодувный способ изготовления художественных изделий

Этот способ изготовления различных фигурок из стекла заключается в том, что из приготовленных заранее стеклянных трубок или стержней выдувают и лепят мелкие фигурки. Сделать их можно даже в небольшой мастерской, подобрав материал и необходимые инструменты.

Такой вид изготовления стеклоизделий появился задолго до возникновения выдувного гутного производства. Еще в Древнем Египте умели делать разнообразные украшения и небольшие фигурки животных и птиц, используя для этого заранее изготовленные стеклянные трубки, нити и разноцветную стеклянную крошку. При этом нити и трубки либо вытягивали из сваренной стекломассы, наматывая ее в горячем состоянии на металлический прут, либо растягивали предварительно выплавленную стеклянную заготовку, придавая при этом последней форму тонкой палочки.

В XX в. большой популярностью пользовались фигурки, изготовленные Ярославом Брыхтой и его учениками, работавшими в Чехословакии.

В нашей стране созданием миниатюр из стекла стали заниматься с середины XIX в. Первые фигурки изготовил тверской мастер-стеклодув Г. С. Орлов. Затем трубки, специально предназначенные для выдувных работ, производились на Круговском заводе в городе Клине.

Стеклодувное мастерство с течением времени все больше совершенствовалось. И если сначала таким способом производили только украшения (бусы, елочные игрушки), то с развитием ремесла и появлением более совершенной стеклодувной техники стали выпускать медицинский инвентарь и лабораторную посуду для химических исследований. Особенно славился своей продукцией завод на станции Спирово Тверской губернии, где все работы по стеклу велись под руководством М. Г. Орлова, сына известного мастера.


Инструменты и приспособления

Для выдувания изделий из стекла необходимо приготовить следующий набор материалов, инструментов и приспособлений (рис. 127).

clip_image002

Рис. 127. Инструменты и приспособления, необходимые для изготовления художественных изделий из стекла: а – проволока для резки заготовок; б – трансформатор; в – пинцет; г – щипцы; д – победитовый нож; е – приспособление для горячей резки трубок; ж – ножницы; з – металлические развертки; и – деревянные развертки; к – игла; л – подставка; м – держалка; н – лопатка.

1. Набор стеклянных трубок и стержней.

2. Вольфрамовая проволока, предназначенная для резки заготовок (рис. 127, а).

3. Трансформатор (рис. 127, б).

4. Металлический пинцет (рис. 127, в).

5. Металлические щипцы (рис. 127, г).

6. Победитовый нож (рис. 127, д).

7. Приспособление для горячей резки трубок и стержней (рис. 127, е).

8. Ножницы (рис. 127, ж).

9. Металлические развертки (рис. 127, з).

10. Деревянные развертки (рис. 127, и).

11. Игла (рис. 127, к).

12. Подставка (рис. 127, л).

13. Держалка (рис. 127, м).

14. Лопатка (рис. 127, н).

15. Стол.

16. Стеклодувная газовая горелка (рис. 128).

clip_image003

Рис. 128. Стеклодувная газовая горелка.


Организация работы

Прежде всего необходимо разместить рабочий стол (его площадь должна быть не менее 120 x 70 см, а высота – 70 см) так, чтобы он был одинаково хорошо освещен со всех сторон. Крышку стола следует сверху покрыть любым огнеупорным материалом, например асбестом.

Далее на ближнем к мастеру краю стола закрепляют газовую горелку , к которой присоединяют шланги, предназначенные для подачи газа, кислорода и воздуха. Причем вентили от них лучше всего расположить по левую сторону от стеклодува, прикрепив их к шлангам под столом.

Газовая горелка оснащена кранами, которые позволяют мастеру контролировать подачу газа, сжатого воздуха и кислорода. Так, при недостаточном количестве воздуха выходящее из горла горелки пламя приобретает ярко-желтую окраску. Такое пламя нужно лишь при обогреве уже готового изделия. Если пламя имеет чуть голубоватый цвет, это говорит о том, что воздух подается в несколько увеличенном объеме.

Бесшумный выход сильной струи пламени насыщенно-голубого цвета означает подачу кислорода.

При работе с горелкой следует соблюдать особую осторожность. Компрессор со сжатым воздухом, газовый и кислородный баллоны лучше всего установить на улице, за пределами мастерской.

Слева от газовой горелки нужно разместить подставки для уже готовых изделий и еще находящихся в работе.

С правой стороны стола располагают инструменты и приспособления .

Для изготовления маленьких фигурок из стекла нужно запастись бесцветными и цветными трубками и стержнями (так называемыми дротами). В качестве заготовок подойдут и стеклянные колбы с широким горлышком. Хранить их лучше всего на специально сделанных для этого в мастерской полках.

Перед выплавлением фигурки трубочки-заготовки разрезают на несколько частей с помощью победитового ножа или дисковой пилы . Более крупные по размеру заготовки разрезают, предварительно нагрев их вольфрамовой проволокой , по которой проходит электрический ток. После проведенной операции на заготовку в намеченном месте можно капнуть водой для того, чтобы она лопнула по линии разреза.

Стальной пинцет всегда должен быть у мастера под рукой. Он нужен для растягивания расплавленного стекла, формирования мелких и тонких деталей изделия, а также для проделывания небольших отверстий.

Широкие пинцеты (щипцы) с медными, латунными или графитовыми наконечниками часто используют при изготовлении фигурок из стекла, имеющих приплюснутые с двух сторон детали.

При выдувании различных изделий лишними не окажутся также и ножницы , использующиеся для резки расплавленного стекла.

Назначение разверток – разворачивать полуфабрикат в процессе окончательной отделки различных воронок, подставок при изготовлении сосудов. С их помощью формируют и разглаживают полости и края изделий.

Держатели используют, как правило, при выдувании крупных изделий из стекла.


Последовательность работ

Прежде всего нужно научиться достаточно уверенно пользоваться стеклодувной трубкой. Для этого можно попробовать образовать на конце трубки стеклянную каплю больших размеров. При изготовлении стеклянных изделий нужно также уметь расплющивать разогретый стержень и достаточно ровно сгибать его, а также спаивать несколько стеклянных палочек в одну. И только после такой тренировки можно приступить к выдуванию задуманной фигурки или изделия.

Прежде всего необходимо сделать заготовку (рис. 129).

clip_image004

Рис. 129. Получение заготовки из дрота.

Для этого дрот (стеклянную колбочку) держат над пламенем и медленно растягивают до получения двух одинаковых по размерам колбочек с оттянутыми кончиками.

И только после этого начинают выдувать изделие, придавая стеклянному шару необходимую форму. При этом важно на всех этапах создания фигурки или какого-либо сосуда внимательно контролировать процесс формообразования для того, чтобы предотвратить брак. После выдувания и отделки изделие следует отжечь во избежание растрескивания.

Выдувной способ изготовления изделий из многослойного (накладного) стекла с различными накладами

Сосуды, изготовленные подобным способом, отличаются от других богатством палитры и необычайной красотой (рис. 130).

clip_image005

Рис. 130. Изделия из накладного стекла: а – ваза «Лотос»; б – прибор для вина «Волнистый».


Историческая справка

Ученые предполагают, что впервые такой способ изготовления сосудов был использован еще в XV в. до н. э.

Это доказывают остатки посуды, найденные при археологических раскопках на месте древнейшего города Ур в Месопотамии.

Химики считают, что изделия в то время изготавливали как бы в два этапа. Сначала формовочный прут обматывали первым составом расплавленного стекла, а после этого сплав погружали в другую, как правило, цветную, стекломассу и, в свою очередь, эту последнюю наматывали на прут, накладывая ее на первый слой. Нередко полученные в результате повторной намотки стеклянные нити расчесывали. В результате на поверхности изделия образовывались причудливые волны (рис. 131).

clip_image006

Рис. 131. Древнее накладное стекло.

Позднее (в V–VIII вв.) традиции египтян в изготовлении изделий из горячего стекла с накладом продолжили немецкие мастера-плавильщики. Хорошей иллюстрацией этому служат большие бокалы, украшенные хоботовидными наростами (рис. 132).

clip_image007

Рис. 132. Бокал, изготовленный неизвестным немецким мастером (V в.).

В течение нескольких веков в стеклоделии существовала тенденция изготавливать стеклянные сосуды без каких-либо налепных украшений, а кувшины и вазы часто делали даже без ручек.

Только с середины XVI в. подставки фужеров стали украшать налепными деталями, разнообразными накладами – маскаронами. Как правило, они имели вид голов мифологической горгоны Медузы. Украшали и ножки сосудов: на них налепляли по одному прозрачному крылышку с каждой стороны. Такие крылышки уже в XVI в. служили в качестве ручек у стеклянных ваз.

Особое место в истории развития многослойного стекла занимает так называемое испанское стекло, которое производилось в период с XVI по XVIII в. Оно отличается от стекол других национальных стеклодельных мастерских богатством украшений и особым изяществом изделий (рис. 133).

clip_image008

Рис. 133. Испанское стекло: а – графин; б – ваза.

Подобные изделия с налепными украшениями изготавливали в это же время и на Украине. Датированные XVI в. сосуды из стекла были декорированы накладными полосками зеленоватого цвета. Очень долго такие сосуды считали древнерусскими. Однако археолог Ю. Л. Щапова доказала украинское происхождение этой посуды. Ее доводы основывались на общности стилей выполнения изделий: все они изготовлены свободным выдувным способом, имеют ручки (предназначенные для переноса сосуда с места на место) и декоративные волнистые ленты из стекла, служащие поддоном или для украшения поверхности.


И только с XVIII в. традиции изготовления так называемого многослойного стекла пришли в Россию. В это время Петр I решил сделать центром стекловарения Петербург. Уже с 20-х гг. XVIII в. ямбургский и жабинский стекольные заводы начинали выпускать изделия, по стилю напоминающие украинские. Они изготавливались из бутылочного зеленого стекла и декорировались разнообразными лепными украшениями (рис. 134).

clip_image009

Рис. 134. Русские изделия с накладами: а – рукомойник (XVIII в.); б – графин шестичастный (начало XIX в.).

Особенно славились петровские мастера изготовлением кубков-шутих (рис. 135, а) и различных фигурок: коней (рис. 135, б), всадников, собачек, петухов, голубей.

clip_image010

Рис. 135. Изделия с накладами из выдувного стекла, изготавливаемые в России в XVIII в: а – кубок-шутиха; б – конь.

В XX в. с развитием техники расширяются и возможности стеклодувов. Во всем мире появляется все больше и больше красивых, изящных изделий из стекла причудливых форм и с разнообразными украшениями.

Особое внимание мастеров-стеклодувов в 50–60-х гг. XX в. привлекают работы чехословацких стекольщиков (рис. 136).

clip_image011

Рис. 136. Изделия из стекла, выполненные чешскими и словацкими мастерами: а – ваза; б – цапли.


Инструменты и приспособления

Для выдувания различных изделий понадобятся следующие инструменты и приспособления (рис. 137):

clip_image012

Рис. 137. Инструменты, необходимые для выполнения выдувных работ и отделки изделия: а – ножницы для отделки стекла; б – щипцы для отделки; в – гладилка; г – ножницы для резки стекла; д – разводные ножницы; е – сошки; ж – пинцет для отделки ножки фужера.

1. Ножницы для отделки стекла (рис. 137, а);

2. Щипцы для отделки (рис. 137, б);

3. Гладилка (рис. 137, в);

4. Ножницы для резки стекла (рис. 137, г);

5. Разводные ножницы (рис. 137, д);

6. Сошки (рис. 137, е);

7. Пинцет для отделки ножки фужера (рис. 137, ж);

8. Стол;

9. Газовая горелка;

10. Стекломасса;

11. Понтия (металлический прут, по длине равный выдувальной трубке);

12. Чугунный столик-подставка;

13. Цветные стеклянные стержни (цапфы);

14. Горшки со стекломассой разного цвета (для полного наклада);

15. Катальник для выравнивания поверхностей;

16. Валек для разравнивания края изделия;

17. Выдувальная трубка.


Организация работ

Прежде чем переходить к изготовлению сложных по форме сосудов, необходимо сначала овладеть техникой выдувания. Для этого приготовленную и предварительно размягченную стекломассу набирают на разогретую трубку. Делают это осторожно, вращая трубку по направлению часовой стрелки. Захватив определенное количество массы, трубку приподнимают, не прекращая вращения. Далее набранному комку стекла необходимо придать правильную форму и разгладить его поверхность. Делают это, раскатывая стекломассу на чугунной подставке. Затем выдувают баночку – небольшой пузырек с полостью внутри.

После этого дополнительно набирают стекломассу, необходимую для выдувания изделия. Во время проведения операции заготовку нужно еще раз отформовать и загладить ее поверхность.

Для этого используют так называемый катальник, внутрь которого помещают стекломассу на понтии и, вращая последнюю, стараются придать заготовке нужную форму и добиться абсолютно ровной и гладкой поверхности.

И только после этого из полученной заготовки выдувают изделие нужной формы.

Описанным выше способом достаточно легко выполнять различные вазы, а также небольшие фигурки, поверхность которых после выдувания дополнительно украшают налепным стеклом.

Изготовление таких сосудов, как, например, кувшины, требует несколько большего терпения и старания.

Для того чтобы из стекла сделать кувшин, сначала нужно выдуть его корпус. Затем стекло набирают на понтию и с помощью ножниц формируют и выравнивают горлышко. После этого пинцетом вытягивают носик, а с противоположной стороны заготовки намечают местоположение ручки.

Ручку для кувшина формируют из размягченного стекла, которое предварительно размягчают и раскатывают в жгут. Затем его присоединяют к заготовке в таком порядке: сначала нижний, а затем верхний конец.

Далее полуфабрикат откалывают от понтии и отжигают. Места присоединения ручки следует тщательно прогреть для того, чтобы охлажденное затем изделие не треснуло.

 

Полный наклад

Наклад цветного стекла на бесцветное производят после повторного набора стекломассы. Для этого бесцветную заготовку опускают в горшок с расплавленным цветным стеклом и затем выдувают изделие, состоящее уже из двух слоев стекломассы: тонкого – цветного и более толстого – бесцветного.

Наклад с использованием стеклянного стержня

Для такого наклада предварительно заготавливают стеклянные стержни-цапфы различных цветов. Во время выдувания заготовки их следует постоянно держать на огне.

Прежде всего необходимо изготовить баночку. После этого следует закрепить на понтии расплавленный стержень-цапфу, который затем прикладывают ко дну заготовки и приваривают к нему. Далее цветной стержень растягивают, излишки удаляют с помощью ножниц, после чего полуфабрикат охлаждают, а цветной наклад разглаживают гладилкой и выравнивают, поместив заготовку в катальник.

При украшении изделий накладом можно использовать стержень не только одного какого-либо цвета, но и нескольких оттенков, располагая цветные пятна рядом друг с другом или накладывая их один на другой.

Частичный наклад

Так называемым акварельным (размытым) пятном украшают изделия из стекла, используя в отливе при нанесении цветной стекломассы воронку. При этом накладным украшениям можно придавать сколь угодно разнообразную форму. Если такие пятна окружить легкой алмазной резьбой, то очертания первого приобретут более завершенную и ясную форму (рис. 138, а).

clip_image013

Рис. 138. Изделия, украшенные накладом с применением акварельного пятна: а – прибор для воды «Листья»; б – ваза «Цветные колпачки».

При изготовлении вазы, изображенной на рисунке 138, б, также использовался метод акварельного пятна.

Здесь на каждый бесцветный набор лепили различные по цвету пятна. При этом последующий набор бесцветного стекла всегда был больше предыдущего. Эффект как бы застывших в льдине полусфер усиливается за счет нанесения граней на поверхность вазы.


Украшение изделий накладом из цветной стеклянной нити. Такую нить можно наносить поверх бесцветной заготовки (рис. 139, а) или расположить ее между двумя слоями бесцветного стекла (рис. 139, б).

clip_image014

Рис. 139. Изделия, украшенные цветной стеклянной нитью: а – нить нанесена непосредственно на поверхность изделия; б – нить расположена между двумя слоями стекла.

С помощью расплавленной стеклянной нити на поверхности изделий мастера создают самые разнообразные рисунки. При нанесении нити необходимо лишь поворачивать заготовку на понтии в заданных направлениях, чуть придерживая образовавшиеся причудливые завитки с помощью вспомогательных инструментов.

Интересны изделия, при изготовлении которых на бесцветное стекло наносят цветную нить, после чего заготовку покрывают еще одним слоем цветного стекла. Затем с помощью абразивных инструментов снимают верхний слой стекла в виде горизонтальных полос. В результате в образовавшиеся полоски проглядывают цветные нити, заранее нанесенные по вертикали. Получается изделие, декорированное своеобразной цветной решеткой.

Такой нитью можно украсить и горлышко изделия. Для этого сначала формируют дно сосуда, после чего заготовку набирают на понтию и на край ее горлышка накладывают заранее подготовленную (размягченную) цветную нить шириной до 1 см. Затем нить сплавляют с заготовкой в печи. Далее формируют горлышко изделия с помощью разрезных ножниц и разглаживают его край вальком. В итоге получается изделие, горлышко которого украшено кантиком из цветного стекла.


Декорирование изделий из стекла

В стеклопромышленности существует множество способов декорирования изделий из стекла. Прежде всего декорируют посуду, витражи, а также стекла оконных рам. Все способы декорирования изделий из стекла, представленные в данной части книги, можно реализовать в домашних условиях, то есть собственными руками можно из обычного стекла сделать великолепную вещь, которая украсит дом и сделает его неповторимым.

Нанесение цветной крошки на изделия из стекла

Цветную крошку для декорирования изделий можно изготовить тремя способами:

1) измельчение куска листового стекла;

2) растрескивание стеклянной нити при погружении ее в холодную воду;

3) вырезание кружков с помощью специальных ножниц из стеклянных стержней, погруженных в воду.

Приготовленную крошку наносят на предварительно разогретый набор-заготовку. Эту крошку затем вплавляют в изделие под воздействием высокой температуры. В результате получается сосуд или фигурка с очень красивым и неповторимым цветным орнаментом.

Такую крошку можно истолочь в порошок и затем с помощью шаблонов нанести и вплавить в разогретую заготовку.

При использовании форм для изготовления того или иного изделия порошок предварительно наносят на легкосгораемый материал.

Заготовленные полоски прикрепляют к стенкам формы так, чтобы истолченное стекло было обращено внутрь. При этом под действием высоких температур декоративное стекло вплавится в заготовку, а вспомогательный материал сгорит.

С помощью подобного вспомогательного материала наносят и многоцветную крошку. Для этого лист бумаги (или любого другого легкосгораемого материала) густо обмазывают клеем и в нужных местах посыпают приготовленной стеклянной крошкой или порошком определенного цвета. После этого лист приподнимают, стряхивая излишки декоративного материала. Затем таким же способом поочередно наносят порошки другого цвета. Далее декоративные заготовки помещают в форму стеклом внутрь и после этого окончательно сплавляют их с изделием.


Печатки на стекле

Нередко изделия из стекла украшают так называемыми печатками. Для этого на поверхность бесцветного стекла-основы кладут небольшие комочки цветного стекла, после чего с помощью штампа придают последним заданные формы (рис. 140).

clip_image015

Рис. 140. Печатки на стекле. Декоративное панно «Лев».

 

Изготовление изделий из фактурного стекла (декорирование кракле)

Кракле – это изделия из стекла, поверхность которых украшена веточками «инея». Такой декор получается в результате погружения разогретой докрасна заготовки-полуфабриката в холодную чистую воду или в мокрые опилки, после чего изделие вновь нагревают. Вследствие резкой смены температур поверхность стекла растрескивается и покрывается рисунком, напоминающим иней.

Глубина образующихся трещинок зависит от длительности погружения обрабатываемого изделия в воду или в опилки.

На тонкостенные сосуды кракле лучше всего наносить, погружая первые в мокрые опилки. При этом рельефность рисунка зависит от степени увлажнения опилок: чем более увлажнены опилки, тем глубже трещины.


Такой рисунок можно наносить как на наружную, так и на внутреннюю поверхность сосудов (рис. 141).

clip_image016

Рис. 141. Стеклянная ваза с внутренним кракле.

Для этого холодную воду вливают внутрь отформованного и отделанного изделия, закрепленного на понтии. После выполнения декора изделие необходимо отжечь.

Кракле выглядит очень эффектно на изделиях, выполненных из накладного или комбинированного (хрустального, цветного и накладного) стекла.

При изготовлении фактурного стекла необходимо учитывать следующее:

– на разогретом при высокой температуре стекле образуется минимальное количество неблестящих трещинок;

– при погружении обрабатываемого изделия в очень холодную воду на поверхности первого образуются глубокие трещинки;

– сеточка инея будет выглядеть более нежной и ажурной, если в воду, предназначенную для охлаждения изделия, добавить немного опилок;

– глубокие трещинки получаются в результате длительного погружения изделия в воду;

– после нанесения рисунка всегда нужно проводить повторную термическую обработку изделия.


Украшение стеклоизделий шихтой

При таком декорировании изделий первоначальную заготовку обваливают в шихте, после чего на нее наплавляют слой бесцветного стекла. В зависимости от составляющих компонентов из смеси можно получить изделия с самыми разнообразными рисунками.

Так, к примеру, после отжига использованные красители проявятся в виде цветных пятен, песчинки придадут молочно-белый оттенок, а присутствие в шихте соды приведет к образованию в толще стенок изделия большого количества воздушных пузырьков.

Украшение изделий стеклянными капельками

Необычно и эффектно выглядят изделия, украшенные мелкими капельками расплавленного бесцветного стекла, нанесенными на поверхность (рис. 142).

clip_image017

Рис. 142. Курительный набор «Капли воды».

Обработка краев горячего стекла

Волнистый край изделия можно создать, используя для этого болванки – деревянные стержни. Изделие набирают на понтию и разводят с помощью разводных ножниц отверстие, формируя тем самым горлышко сосуда.

После этого разогретый край изделия украшают волнами. Делают это с помощью специального приспособления, изготовленного в виде дощечки со стержнем посередине и прикрепленными вокруг него несколькими (обычно 6–8) чуть вогнутыми металлическими полосками. В результате проведенного декорирования по краю изделия образуются небольшие дугообразные желобки.

Для того чтобы создать гофрированный край , необходимо также использовать специальное приспособление – кветчер. Он представляет собой закрепленный на доске или металлической пластине деревянный стержень, от которого по всему диаметру отходят полоски из железа длиной до 8–10 см и высотой 2–3 см. Как правило, делают от 24 до 36 таких полос. На нижнюю доску кветчера прикрепляют также два стержня-штифта, располагая их друг против друга. На заднем штифте устанавливают подвижные части вспомогательного приспособления. Функция переднего – фиксировать все части в закрытом состоянии. В верхних частях необходимо проделать вырезы, диаметр которых должен быть на 4–6 см больше диаметра деревянного стержня.

С внутренней стороны верхней части кветчера прикрепляют столько железных полосок, сколько их было закреплено на деревянном стержне. Устанавливать верхние крышки следует так, чтобы в закрытом виде они не отходили от нижней доски не менее чем на 1 см. При обработке изделия край его зажимают между частями кветчера и, с силой надавив на верхние крышки приспособления, создают гофре.


Изготовление толстостенных изделий из горячего стекла

Существует достаточно простой способ изготовления таких толстостенных изделий из стекла, как небольшие вазочки и пепельницы.

Инструменты и приспособления

Для изготовления толстостенных сосудов из стекла нужно приготовить следующие и приспособления:

1) стол;

2) чугунная плита;

3) металлический шар нужного размера с прикрепленной ручкой;

4) щипцы;

5) деревянные стержни или кветчер для отделки края.

Организация работы

На чугунную плиту кладут предварительно разогретую стекломассу и затем с помощью металлического шара формируют дно изделия, придерживая его щипцами. После этого сосуд вновь нагревают и обрабатывают края.

Такое изделие можно украсить различными налепными деталями.


Фигурно-лепные сосуды из горячего стекла

Горячее стекло получило широкое применение при изготовлении фигурно-лепных сосудов, которые можно сделать собственными руками в домашних условиях.

Инструменты и приспособления

Прежде всего следует оборудовать небольшое помещение, приготовив следующий набор инструментов и приспособлений:

1) стол;

2) стеклодувная газовая горелка;

3) ножницы для отделки;

4) ножницы для резки стекла;

5) гладилка;

6) щипцы;

7) разводные ножницы;

8) сошки;

9) пинцет;

10) металлические развертки;

11) деревянные развертки;

12) игла;

13) подставка;

14) держалка;

15) лопатка.

Последовательность работы можно рассмотреть на примере изготовления сосуда «Калач» (рис. 143).

clip_image018

Рис. 143. Сосуд «Калач».

Прежде всего выдувают баночку, после чего набирают необходимое для изготовления изделия количество расплавленного стекла. Затем набору придают форму цилиндра.

Далее присоединяют боковые части (ручки) сосуда. Для этого сначала горячий набор стекла закрепляют в нужном месте и затем выдувают деталь до тех пор, пока она не приобретет нужные форму и размер. После этого изделие переворачивают горлышком вниз и прикрепляют дополнительную деталь к нижней части сосуда. Аналогичным способом выполняют ручку с противоположной стороны изделия.

На заключительной стадии изготовления сосуда необходимо вылепить из горячего стекла поддон и стеклянную тесьму, которую украшают небольшими шипами, вытягивая для этого в некоторых местах стекло с помощью щипчиков. Готовое изделие отжигают.

Пробку изготавливают так же, как и само изделие. Декорируют оригинальным волнистым жгутом.


Декоративные изделия из стекла

Из горячего стекла можно выполнить разнообразные украшения: серьги, кулоны, броши, браслеты. Изготавливают их тем же способом, что и описанные выше изделия из стекла. При этом можно использовать накладное, глушеное стекло. Украсить его можно стеклянной крошкой или нитью, капельками или любыми другими налепами.

При изготовлении брошей булавку крепят к еще горячему стеклу. Металлические булавки выдерживают очень высокие температуры и потому при отжиге стеклянных изделий не расплавляются и не деформируются.

Браслеты лучше всего делать из стеклянных стержней-дротов. Их наматывают на специально приготовленную для этого деревянную болванку (при ее изготовлении следует помнить о том, что ее диаметр должен быть равен обхвату руки) и затем декорируют, для чего можно использовать дополнительный цветной набор расплавленного стекла, цветную крошку или стеклянную нить.

Такие браслеты можно сделать какими угодно: первоначальный набор можно сплющить, закрутить спиралью или сделать поверхность изделия более выпуклой.