Сообщение

Работа по дереву и стеклу (часть 4) - Технология маркетри

Содержание материала

Технология маркетри

Для того чтобы приступить к созданию сложных сюжетных композиций, необходимо в совершенстве владеть всеми навыками построения простых мозаичных композиций.

В зависимости от того, что под рукой, можно создать конкретный сюжетный рисунок, а можно проследить какую-то композицию по самому текстурному рисунку кусков шпона. Можно играть цветом шпона, а можно оставить цвет самого дерева. Но в любом случае прежде всего подготавливают фон для будущей композиции. Довольно часто встречаются композиции с двумя, тремя и даже четырьмя фонами.

Если предполагается сделать композицию достаточно больших размеров, выбирают несколько фоновых листов шпона, распределяют рисунок по частям и на каждой из них выполняют мозаику. Затем делают края готовых частей панно неровными, но таким образом, чтобы части между собой очень хорошо стыковались, а сам стык был незаметным. Для этого каждую часть прорезают по краям острыми неровными зубчиками.

Если планируется закрепить мозаичное панно на твердую поверхность, лучшего материала, чем фанера, не найти. Ее поверхность достаточно ровная, а большая площадь плиты позволяет делать даже монументальные композиции. Для основы лучше выбирать фанеру без сучков. Если это невозможно, то перед тем, как наклеить фоновый шпон, необходимо выбить все сучки и аккуратно вставить в образовавшиеся отверстия пробки: шпон очень плохо приклеивается к сучкам.

Для того чтобы мозаика долго держалась, перед приклеиванием шпона необходимо определить направление волокон на фанере и на фоне мозаики. Волокна детали и волокна фона и фанеры должны быть перпендикулярны друг к другу. После склеивания получившееся изделие следует поместить под пресс, накрыв с обеих сторон деревянными прокладками. Дома в качестве пресса удобно использовать набор струбцин, с помощью которых можно регулировать давление пресса.

Действие пресса не должно быть больше 6 ч. Затем надо дать мозаике просохнуть в течение 1 сут: клей за это время окончательно схватится.

После того как изделие полежит под прессом необходимое время, могут возникнуть различные трудности, например просачивание клея на мозаичную поверхность через швы. Получается это по нескольким причинам: либо нанесено слишком много клея, либо клей слишком жидкий, либо давление пресса было очень большим. Если при этом не произошло склеивания мозаичной поверхности и прокладки, то все очень легко исправить, достаточно счистить клей обычным ножом.

Но если все же поверхности склеились и при снятии пресса с мозаичного полотна отделились некоторые волокна, то можно использовать остатки от прорезания шпона. Подбирают похожий кусок шпона и приклеивают его на место повреждения.

Если после снятия пресса обнаруживается, что на поверхности образовались воздушные пузырьки и различные шероховатости, то это результат неравномерного нанесения клея на основу. Расстраиваться не стоит, но в дальнейшем надо постараться избегать таких оплошностей. Сначала необходимо смочить поверхность горячей водой: от этого волокна немного размякнут, затем разрезать шпон по направлению роста волокон, ввести под края небольшое количество клея и прогладить поверхность притирочным молотком.

После того как все дефекты исправлены, можно начать обрабатывать кромки мозаики. Если предполагается сделать небольшую рамку и повесить мозаику на стену, то края можно просто отшлифовать. Если же мозаика является частью изделия, то, кроме шлифовки рамок, придется подогнать края, чтобы мозаика не выступала над основным фоном, а сливалась с ним. В противном случае края мозаики со временем начнут разрушаться.

Когда уже обработаны края панно, нужно немного отшлифовать саму мозаику, после чего покрыть ее тонким слоем древесного лака.

Если мозаичное панно состоит из фрагментов темного и светлого цвета, то шлифовке нужно уделить большое внимание. Прежде всего следят за тем, чтобы пыль с более светлого участка не попала на более темный цвет и наоборот.