Работа по дереву и стеклу (часть 4) - Стыковка деталей и их закрепление
Содержание материала
- Работа по дереву и стеклу (часть 4)
- Организация рабочего места
- Плоскостная резьба
- Плосковыемчатая геометрическая резьба
- Последовательность выполнения геометрической плосковыемчатой резьбы
- - Выполнение трехгранной выемки
- Плосковыемчатая скобчатая резьба
- Плосковыемчатая контурная резьба
- Плоскорельефная резьба
- Рельефная резьба
- Прорезная и накладная резьба
- Объемная резьба
- Выбор материала для лесной скульптуры
- Последовательность выполнения объемной резьбы
- Инструменты для работы и химические составы, использующиеся при изготовлении лесных скульптур
- Метод долбления
- Изготовление предметов домашней утвари и игрушек из дерева
- - Деревянный совок
- - Плошка
- - Корыто
- - Ложка
- Метод вытачивания
- Технология вытачивания
- Изготовление изделий
- Точеные игрушки
- Украшение точеных игрушек
- Точеные украшения
- Метод выпиливания
- Технология выпиливания
- Мозаика по дереву
- Организация рабочего места
- Инструменты для работы
- Резак-гильотина
- Штампы-просечки
- Основные приемы работы
- Стыковка деталей и их закрепление
- Маркетри
- Технология маркетри
- Инкрустация и интарсия
- Техника выполнения вставок
- Крепление бляшек
- Все страницы
Стыковка деталей и их закрепление
Существует два способа закрепления деталей.
Первый способ состоит в совмещении и склеивании деталей между собой. При стыковке кусков шпона между ними не должно быть никаких просветов. Необходимо следить, чтобы элементы узора плотно прилегали друг к другу. Если края неровные, их нужно подровнять на специальном станке, состоящем из двух полотен и зажимов. Необходимо заложить между досками несколько кусков шпона, плотно зажать и подровнять рубанком (рис. 117).
Рис. 117. Стыковка деталей и их закрепление: а – закрепление винтами; б – подравнивание кромки детали со шпоном; в – снятие фаски.
Чаще всего для склеивания деталей применяется клей ПВА. Это поливинилацетатная дисперсия, которая представляет собой белую вязкую жидкость. Среди всего многообразия трудно выбрать клей ПВА хорошего качества. Здесь нужно положиться на обоняние: качественный клей не обладает резким неприятным запахом. С помощью ПВА можно склеить практически все, а при высыхании не остается никаких следов: клей теряет свой белый цвет и образует бесцветную пленку.
Не стоит покупать ПВА впрок: от долгого хранения он густеет. Для того чтобы клей принял прежнюю форму, его надо смешать с новым клеем или добавить некоторое количество смачивателя ОП-7 или ОП-10. Воду добавлять ни в коем случае нельзя, так как она разрушит его структуру.
На поверхность клей следует наносить ровным, тонким слоем. А для того чтобы клей лучше схватился, можно использовать обычный утюг, нагретый до 100–120 °C (на регуляторе температур это цифра 1). На поверхность кладут лист чистой бумаги и аккуратно проглаживают утюгом склеиваемую поверхность.
Чтобы наклеить деталь орнамента на основу, ее надо покрыть тонким слоем клея и дать немного подсохнуть. Через 2–3 мин наносят еще один тонкий слой клея и накладывают деталь из шпона. Прижимают ее чистой тряпкой или притирочным молотком. После того как деталь плотно пристанет к поверхности, убирают с краев излишки клея и наносят клеевое покрытие на соседний участок, где будет располагаться следующая деталь. Дважды смазывают клеем поверхность, проглаживают и убирают излишки клея.
По окончании работы следует еще раз проверить, все ли излишки клея убраны и нет ли воздушных пузырьков под деталями. Мозаику сушат, а потом застилают листом чистой белой бумаги и помещают под небольшой пресс, чтобы при высыхании пласты шпона не покоробились.
Особенностью второго способа является врезание деталей в основу. Для этого следует перенести рисунок на фон и вырезать гнездо, в которое потом вставится деталь из шпона. Гнездо должно быть такого же размера, как и заготовка из шпона. После этого можно вырезать саму вставку. Чтобы гнездо и вставка получились ровными, надо положить на шпон фоновый лист с прорезанным гнездом и прорезать ножом контуры вставки. Затем вставку прорезают окончательно, вставляют заготовку в гнездо и закрепляют клеевой лентой (рис. 118).
Рис. 118. Вставка заготовки.
Основные виды и технологии мозаики
Существует несколько видов мозаики, которые выделяются на основе материалов для вставки. Это маркетри, интарсия, инкрустация и блочная мозаика.