Работа по металлу (часть 5) - Сборка подвижных узлов механизмов
Содержание материала
- Работа по металлу (часть 5)
- Виды сварки
- Сборка заклепочных соединений
- Последовательность процесса ручной ковки
- Брак в заклепочных соединениях и его причины
- Склеивание
- Сборка подвижных узлов механизмов
- Разъемный подшипник
- Толстостенные разъемные подшипники
- Сборка узлов с подшипниками качения
- Установка и регулировка конического роликоподшипника
- Установка игольчатых подшипников
- Сборка механических передач зацепления
- Коническая зубчатая передача
- Контроль правильности зацепления червячной передачи
- Ремонт зубчатых передач и уход за ними
- Сборка цепных передач
- Роликовые цепи
- Сборка передач, основанных на силе трения
- Вариант фрикционной передачи
- Сборка кривошипно-шатунных механизмов
- Сборочные единицы кривошипно-шатунного механизма
- Все страницы
Сборка подвижных узлов механизмов
В конструкциях различных машин и механизмов, которые приходится собирать и ремонтировать слесарю, основным назначением подвижных узлов является преобразование вращательных движений в поступательные и изменение скорости и направления движения. Поэтому и называются такие узлы передачами. Действие механических передач основано на использовании либо зацепления (зубчатые, червячные, цепные), либо силы трения (ременные, фрикционные). Однако и те и другие передачи имеют в конструкциях нечто общее – наличие в своих узлах подшипников (скольжения или качения). Именно с их установки (монтажа) начнется ознакомление с процессом сборки узлов механических передач.
Сборка подшипников скольжения
Основное требование, которое предъявляется к подшипникам скольжения, – это минимальная величина силы трения при равномерно распределенной нагрузке во время работы механизма. Достигнуть этого позволяет сама конструкция подшипника: на опорных поверхностях втулок и вкладышей предусмотрены масляные канавки. Размеры и формы канавок зависят от того, из какого материала они (втулки и вкладыши) изготовлены, какой вид смазки используется и как осуществляется ее подача, каковы величины воспринимаемой узлом нагрузки.
Втулки и вкладыши подшипников скольжения изготавливаются из различных антифрикционных материалов: чугуна, бронзы, латуни, текстолита, капрона. Сами подшипники могут быть разъемными и неразъемными.
Сборка неразъемных подшипников скольжения начинается с запрессовки и закрепления втулки в отверстии корпуса механизма (рис. 58).
Рис. 58. Установка неразъемного подшипника скольжения: а – запрессовка: 1 – втулка; 2 – оправка; 3 – установочный палец; 4 – корпус детали; 5 – место и направление ударов молотка (нажатия штока пресса); б – продольное крепление втулки; в – поперечное крепление втулки.
Запрессовку можно выполнять на прессах и вручную (нас, конечно же, больше интересует второй способ).
Ручная запрессовка втулок подшипников осуществляется в следующем порядке: саму втулку надевают на оправку, которая центрируется (устанавливается по центру) в отверстии установочного пальца; удары молотка по оправке перемещают ее вместе с втулкой по отверстию, и та без перекосов входит в посадочное отверстие детали. Запрессованная втулка крепится в корпусе винтовыми, гладкими или коническими стопорами. Для этого во втулке сверлится сквозное (при поперечном креплении) или глухое (при продольном креплении) отверстие.
Погрешности, допущенные при выборе втулки и ее запрессовке, приводят к быстрому износу подшипников. Поэтому до и после установки подшипника слесарь должен следить за состоянием его опорной поверхности (не должно быть трещин, царапин, отслаивания антифрикционного слоя), за соответствием геометрических размеров втулки и шейки вала, на который подшипник устанавливается, за соосностью втулки и шейки вала.