Сообщение

Инженерная геодезия - Геодезические работы при проектировании трасс и др. линейных сооружений

Содержание материала

9.4. Геодезические работы при проектировании и строительстве трасс железных и автомобильных дорог, проектировании трасс трубопроводов, ЛЭП и других линейных сооружений

Для составления проекта необходимо знать точное расположение будущей трассы на местности, иметь ее профиль, знать геологические и гидрологические условия по трассе, особенно на неблагоприятных участках (овраги, карсты, оползни, болота). Кроме того, надо выявить и изучить места для добычи строительных материалов – песка, гравия, камня. Все эти сведения и материалы получают в результате инженерных изысканий дороги.

Составление технического проекта начинают с камеральных работ: для проектирования используют топографические карты:

- масштабов 1:10 000 – 1:25 000 – в равнинных районах;

- 1:5000 – 1:10 000 – в холмистой местности;

- 1:2000 – в горной местности.

На карте выбирают наилучшее положение трассы, выполняют подсчет объема земляных работ по насыпям и выемкам. Путем полевого обследования камеральный вариант уточняется и производится окончательная укладка отдельных ее участков на местности.

При перенесении проекта трассы с плана или карты в натуру выполняют следующие геодезические работы:

- детальная рекогносцировка местности;

- определение в натуре положения углов поворота трассы;

- вешение линий;

- измерение углов и сторон хода;

- разбивка пикетажа и поперечников;

- нивелирование, закрепление трассы;

- крупномасштабная съемка переходов, пересечений, примыканий, мест со сложным рельефом.

Одновременно выполняют детальные инженерно-геологические, гидрометрические, почвенные обследования трассы, детальную разведку карьеров строительных материалов.

На основании подробных полевых изысканий составляют проект трассы, состоящий из рабочих чертежей, пояснительной записки с обоснованиями, расчетами, ведомостями объемов работ, документами согласований, геодезическими данными и других смет.

Данные разбивки заносят в пикетажную книжку (трасса шириной 20-40 м). В пикетажном журнале фиксируют вершины углов поворота оси трассы, измеренные значения углов и элементы кривых по трассе.

clip_image383clip_image384clip_image385

Рис. 9.14. Разбивка трассы, углов поворота, пикетажа

9.4.1. Элементы закруглений. Разбивка главных точек круговой кривой

В местах поворота трассы производят разбивку закруглений.

clip_image387

Рис. 9.15. Разбивка главных точек круговой кривой:

R- радиус кривой;

НК – начало кривой;

СК – середина кривой;

КК – конец кривой;

ВУ – вершина угла;

Т – тангенс;

Б – биссектриса;

Д = 2Т – К – домер;

j - угол поворота трассы.

При предварительных изысканиях на местности закрепляют ВУ, НК, СК, КК. Для этого необходимо знать элементы круговой кривой.

Элементы круговой кривой вычисляются по формулам:

clip_image389 (9.6)

При окончательных изысканиях производится детальная разбивка кривой.