Сообщение

Руководство по определению грузоподъемности железобетонных продлетных строений железнодорожных мостов (приложения 8-11)

Содержание материала

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ И ДОПУСКАЕМЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ ПО СТАРЫМ НОРМАМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Screenshot_1

Screenshot_2


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ПРИМЕР ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ С НЕНАПРЯГАЕМОЙ АРМАТУРОЙ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ НОРМ

Определим грузоподъемность двухребристого пролетного строения проектировки Гипротранса в 1931 г. под нагрузку H7 с расчетным пролетом l=10,8 м, построенного в 1933 г. Расчет этого пролетного строения по опалубочным и арматурным чертежам дан в приложении 6, где приведены также результаты его обследования.

Поскольку пролетное строение запроектировано в 1931 г., принято, что расчет его выполнялся в соответствии с техническими условиями 1931 г.

1. Расчет плиты балластного корыта.

Коэффициент

 clip_image002

где Rs=190 Мпа – расчетное сопротивление ненапрягаемой арматуры; Ra=130 МПа – допускаемое напряжение для арматуры по нормам 1931 г.; i=1 – относительное изменение площади сечения арматуры.

Допускаемая временная нагрузка для монолитного участка плиты между ребрами clip_image004

clip_image006 кН/м,

где Kн=7 – класс временной нагрузки, на которую рассчитывалось пролетное строение в единицах эталонной нагрузки H7; clip_image008 - динамический коэффициент при 5 м<lclip_image01020 м – по нормам 1931 г. (см. приложение 8); clip_image012кН/м – постоянная нагрузка на монолитный участок плиты между ребрами.

Остальные величины приведены в приложении 6.

Класс по прочности для монолитного участка плиты между ребрами:

clip_image014

где kн=27,3 кН/м; clip_image016.

Допускаемая временная нагрузка для сечения III-III.

clip_image018

clip_image020кН/м,

где Mp=12,71 кНм – изгибающий момент от постоянных нагрузок для сечения III-III при расчете на прочность (см. приложение 6): clip_image022м – длина шпалы, принятая при проектировании; clip_image024м – толщина слоя балласта под шпалами, принятая при проектировании; p1=4,66+8,17=12,83 кНм – постоянная нагрузка на консоли плиты; clip_image026 кН – нагрузка от веса перил вдоль оси моста. Остальные величины приведены в приложении 6.

Класс по прочности консоли плиты в сечении III-III clip_image028


2. Расчет главной балки.

Допускаемая временная нагрузка для сечения А-А.

clip_image030clip_image032кН/м,

где m=2 – число балок, воспринимающих нагрузку с одного пути; clip_image034 - постоянная нагрузка на балку.

Остальные величины приведены в приложении 6.

Класс по прочности главной балки в сечении А-А.

clip_image036

Сечение Б-Б. Относительное изменение площади сечения рабочей арматуры:

clip_image038

где n=14- число стержней рабочей арматуры в элементе; n1=4 – число стержней, поврежденных коррозией; n2=0 – число стержней, выключенных из работы; clip_image040м2 – площадь сечения стержня, не поврежденного коррозией; clip_image042 м2 – площадь ослабления сечения i-го стержня коррозией.

Коэффициентclip_image044

Допускаемая временная нагрузка:

clip_image046 кН/м.

Класс по прочности главной балки в сечении Б-Б clip_image048


ПРИЛОЖЕНИЕ 10

УЧЕТ ВЛИЯНИЯ ДЕФЕКТОВ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ В РАСЧЕТАХ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ.

1. Учет трещин в сжатой зоне. Учет влияния трещин, заходящих в сжатую зону бетона, при расчетах на выносливость производят следующим образом. Если высота сжатой зоны бетона clip_image002[4] (см. п. 6.4) больше, чем величина clip_image004[4], вычисленная в соответствии с указаниями пп. 4.10, 4.11, то допускаемую временную нагрузку на выносливость бетона и арматуры определяют по формулам раздела 4.

Если высота сжатой зоны clip_image002[5] меньше clip_image004[5], то допускаемая временная нагрузка по выносливости бетона для расчетного сечения главной балки

clip_image007clip_image009

где clip_image011 - предельный изгибающий момент, определяемый по формулам:

а) для прямоугольного сечения, а также для таврового сечения при clip_image013

clip_image015;

б) для таврового сечения при clip_image017

clip_image019;

clip_image021- коэффициент уменьшения динамического воздействия временной нагрузки, принимаемый по приложению 4.

Изгибающий момент от постоянной нагрузки Mp определяют по формуле (4.22) при clip_image023. Остальные величины см. в п. 4.6.

Расчет сечений по выносливости арматуры с учетом трещин, заходящих в сжатую зону, не производят.


2. Учет наклонных трещин. Если при обследовании пролетного строения обнаружены наклонные трещины в стенке главной балки, то следует определить классы пролетного строения по выносливости хомутов и отгибов, пересеченных трещиной.

Для расчета выбирают хомут или отгиб в месте, где трещина имеет наибольшую ширину. Производят испытание пролетного строения, при котором должны быть получены следующие данные:

clip_image025- изменение раскрытия трещины в месте пересечения её хомутом или отгибом под испытательной нагрузкой, измеренное перпендикулярно трещине;

clip_image027- сдвиг кромок трещины в том же месте и под той же нагрузки;

Q – поперечная сила от испытательной нагрузки в сечении у конца трещины в сжатой зоне, приходящейся на рассчитываемый элемент (одну балку).

Напряжения в хомуте или отгибе от испытательной нагрузки определяют по формуле:

clip_image029

где clip_image031; clip_image033,

где clip_image035 - угол направлением трещины и стержнем; Es – модуль упругости арматуры, кгс/см2; d – диаметр стержня, см; Ia – момент инерции сечения стержня, см4; R – марка бетона, кгс/см2; ap – условная длина арматурного стержня, принимаемая равной 9 диаметрам для арматуры периодического профиля и 13 диаметрам для гладкой арматуры;

clip_image037;

clip_image039.


Предельная поперечная сила по выносливости арматурного стержня в месте пересечения его трещиной определяется по формулам:

а) для пролетного строения с ненапрягаемой арматурой

clip_image041;

б) для пролетного строения с напрягаемой арматурой (без преднапряженных хомутов)

clip_image043

где clip_image045 - условная площадь; Sred, Ired – статический момент полусечения и момент приведенного сечения балки; b – толщина ребра; clip_image047 - предварительное напряжение в бетоне стенки на уровне нейтральной оси сечения; clip_image049 clip_image051 - предварительное напряжение в арматуре и площадь ее поперечного сечений; Ared – приведенная площадь поперечного сечения балки.

Допускаемую временную нагрузку по выносливости определяют по формуле

clip_image053,

где Qp – поперечная сила от постоянных нагрузок, определяемая по формуле (4.27) при clip_image023[1]; clip_image021[1] - коэффициент, определяемый по приложению 4; clip_image057 - доля временной нагрузки, определяемая по пп. 3.7-3.8; clip_image059 - площадь линии влияния поперечной силы, определяемая по формуле (4.26).


3. Учет поперечных трещин в бетоне пролетных строений с напрягаемой арматурой. Сначала определяют предварительное напряжение в арматуре clip_image061, действующее при приложении к пролетному строению нагрузки, снижающей до нуля предварительное напряжение в нижней фибре бетона. Величину clip_image063, устанавливаемую на основании результатов испытания пролетного строения, при которой измеряют относительные деформации бетона в сечении с трещиной и определяют высоту сжатой зоны, находят по формуле

clip_image065,

где M – изгибающий момент в сечении с трещиной, для которого производились измерения, от постоянной и временной испытательной нагрузки; clip_image067, здесь Ap – площадь сечения рабочей арматуры, b – толщина ребра; clip_image069, здесь bf – ширина плиты; clip_image071, здесь x – высота сжатой зоны бетона, полученная при испытании; h0 – рабочая высота сечения; clip_image073, здесь hf – толщина плиты; n1=Ep/Eb – отношение модулей упругости арматуры и бетона.

В расчеты на выносливость вводят величину clip_image075, где коэффициент условий работы m2=0,8 при расчете по выносливости арматуры. Далее определяют относительную высоту сжатой зоны бетона в предельном состоянии clip_image077 и clip_image079 из уравнений:

по выносливости бетона

clip_image081;

по выносливости арматуры

clip_image083,

где Rbf , Rpf – расчетные сопротивления бетона и напрягаемой арматуры при расчете элементов на выносливость.


Коэффициенты асимметрии цикла напряжений для расчетов по выносливости бетона и арматуры разрешается принимать соответственно clip_image085; clip_image087, где Rp – расчетное сопротивление напрягаемой арматуры при расчете на прочность (см. табл. 2.2).

Предельный изгибающий момент при расчете:

по выносливости бетона

clip_image089;

по выносливости арматуры

clip_image091.

Допускаемая временная нагрузка по выносливости

clip_image093,

где M – наименьший изгибающий момент из clip_image011[1] и clip_image096; Mp – изгибающий момент от постоянной нагрузки, определяемый по формуле (4.22) при clip_image023[2]; clip_image021[2] - коэффициент, определяемый по приложению 4.

Остальные величины см. в п. 4.6.


4. Учет трещин, отделяющих плиту от стенки. При наличии в главной балке горизонтальной трещины, отделяющей плиту от стенки, следует определить класс пролетного строения по выносливости хомутов, пересекающих трещину.

Для расчета выбирают хомут, пересекающий трещину в месте наибольшего ее раскрытия. Должно быть испытано пролетное строение (см. п. 8.10) и получены следующие данные:

clip_image025[1]- изменение раскрытия трещины в месте пересечения ее с хомутом или отгибом под испытательной нагрузкой, измеренное перпендикулярно трещине;

clip_image027[1]- сдвиг кромок трещины в том же месте и под той же нагрузкой;

q – равномерно распределенная нагрузка на плиту в месте измерения перемещения кромки трещины, определяемая по формуле q=k0/l0, где k0 и l0 определяют по формулам (7.2) и (4.6);

clip_image102- равномерно распределенная эквивалентная нагрузка от испытательного поезда по длине загружения, соответствующей загружаемому участку линии влияния поперечной силы для сечения у места измерений и при clip_image104.

Допускаемая временная нагрузка по выносливости

clip_image106,

где Rsf – расчетное сопротивление арматуры; clip_image057[1] - доля временной нагрузки, определяемая согласно указаниям пп. 3.7-3.9; clip_image059[1], clip_image110 - площади линии влияния поперечной силы для сечения у места измерений, загружаемые соответственно временной и постоянной нагрузками;

clip_image112clip_image114;

clip_image116- отношение эталонной эквивалентной нагрузки на плиту к эталонной нагрузке при загружении площади линии влияния clip_image059[2]; b – толщина ребра в месте измерения перемещения кромок трещины, см.

Остальные величины см. в п. 2.


5. Учет раковин и сколов бетона. Положение нейтральной оси определяют по формулам:

для прямоугольного сечения

clip_image119;

для таврового сечения

clip_image121

clip_image123,

Момент инерции приведенного (к бетону) сечения, ослабленного раковиной или сколом,

clip_image125,

где Ired – приведенный момент инерции, определяемый по формуле (4.40) или (4.44) с заменой clip_image004[6] на clip_image128.

Предельные изгибающие моменты определяют по формулам:

по выносливости бетона

clip_image130;

по выносливости арматуры

clip_image132.


ПРИЛОЖЕНИЕ 11

КЛАССЫ ПОЕЗДНЫХ НАГРУЗОК ДЛЯ РАСЧЕТА ПЛИТЫ БАЛЛАСТНОГО КОРЫТА ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ.

 

Класс нагрузки для расчета плиты балластного корыта

clip_image002[8]

где P – наибольшее давление на ось классифицируемого подвижного состава, кН; clip_image004[10] - класс нагрузки (P=10 кН), принимаемый по таблице.

Классы нагрузки clip_image004[11] с нагрузкой на ось P=10 кН

Screenshot_3

Примечания.

1. Для промежуточных значений ak и hb классclip_image002[10] определяют по интерполяции.

2. Значения clip_image002[11] приведенные в таблице, следует умножить на 1,1 для пути на песчаном балласте и на 0,9 для пути на железобетонных шпалах.