Руководство по определению грузоподъемности железобетонных продлетных строений железнодорожных мостов (часть 2)
Содержание материала
- Руководство по определению грузоподъемности железобетонных продлетных строений железнодорожных мостов (часть 2)
- Расчет плиты балластного корыта по изгибающему моменту
- Значения коэффициентов
- Изгибающий момент от постоянных нагрузок
- Предельный изгибающий момент
- Расчеты плиты балластного корыта по поперечной силе
- Значения коэффициента надежности
- Расчет главной балки по изгибающему моменту
- Расчетная схема для поперечного сечения главной балки
- Расчет главной балки по поперечной силе
- Предельная поперечная сила
- Расчет плиты балластного корыта
- Расчет главной балки
- Определение грузоподъемности пролетных строений с ненапрягаемой арматурой
- Расчет плиты балластного корыта
- Расчет главной балки
- Все страницы
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ С НЕНАПРЯГАЕМОЙ АРМАТУРОЙ ПО ОПАЛУБОЧНЫМ И АРМАТУРНЫМ ЧЕРТЕЖАМ
Общие указания
4.1. Определение грузоподъемности пролетных строений по опалубочным и арматурным чертежам основано на расчете плиты балластного корыта и главных балок в расчетных сечениях (см. п. 1.10).
Данный способ допускается применять при наличии достоверных арматурных чертежей пролетного строения.
Пример определения грузоподъемности пролетного строения с ненапрягаемой арматурой по опалубочным и арматурным чертежам приведен в приложении 6.
Расчет на прочность
Расчет плиты балластного корыта по изгибающему моменту
4.2. Допускаемую временную нагрузку по прочности следует определять по формулам:
для сечения внешней консоли плиты, расположенного на расстоянии от наружной грани ребра (рис. 4.1, a),
для сечения внутренней консоли плиты, расположенного на расстоянии от внутренней грани ребра (рис. 4.1, б),
для монолитного участка плиты между соседними ребрами
где l0 – длина распределения давления от временной нагрузки поперек оси моста:
Рис. 4.1. Расчетные схемы плиты балластного корыта:
a – пролетное строение с монолитной плитой; б – то же с внутренними консолями
Примечания. 1. Для внешних консолей плиты с шириной балластного корыта между бортами b0<4,0 м следует принимать .
2. Для внутренних консолей плиты при укладке пути на песчаном балласте следует принимать .
3. Для промежуточных значений hb и значения следует определять по интерполяции.
При выполнении условий и формула для l0 приобретает вид
В формулах (4.1) – (4.5):
M, MI, MII, - предельные изгибающие моменты в расчетных сечениях (см. рис. 4.1), вычисляемые согласно указаниям п. 4.4;
Mp – изгибающий момент от постоянной нагрузки, вычисляемой согласно указаниям п. 4.3;
- коэффициент, учитывающий неравномерное распределение давления на плиту, принимаемый по табл. 4.1;
nk – 1,15;
b – расчетная ширина плиты, равная 1 м;
- длина распределения временной нагрузки на внешних консолях, определяемая по формулам (рис. 4.1, a):
для балки 1
для балки 2
причем, если или , то следует соответственно принимать и ;
- длина внутренней консоли плиты;
lp – расстояние между внутренними гранями соседних ребер;
B – расстояние между наружными гранями ребер;
ls – длина шпалы;
- смещение оси пути относительно оси пролетного строения (положительное при смещении оси пути в сторону балки 1);
, - толщина слоя балласта соответственно под левым и правым концами шпалы;
, - расстояния между наружной гранью ребра и внутренней гранью соответственно левого и правого бортов.
Проверка по грузоподъемности бортов балластных корыт, предусмотренных проектом, не требуется. Проверка усиленных бортов производится по методике, изложенной в типовых решениях («Типовые решения переустройства малых мостов и труб» 501-0-51, МПС, Гипротранспуть, 1975).
4.3. Изгибающий момент от постоянных нагрузок допускается определять без учета их фактической неравномерности по формулам (см. рис. 4.1):
для внешней консоли плиты
для внутренней консоли плиты
(4.9)
для монолитного участка плиты между соседними ребрами
где np, - коэффициенты надежности по нагрузке для постоянных нагрузок, принимаемые согласно п. 3.3; P0, Pbt – нагрузки соответственно от веса перил и борта балластного корыта, кН (тс); pt – нагрузка от веса тротуара, частями пути, осредненные в пределах расчетного пролета, кН/м (тс/м); lt – длина внешней консоли плиты с учетом тротуара, м; lk – длина внешней консоли плиты, м.
При наличии каких-либо дополнительных нагрузок на внешних консолях плиты их следует учесть в формуле (4.8) с коэффициентом надежности 1,1.
4.4. Предельный изгибающий момент следует определить по формуле
где Rb – расчетное сопротивление бетона сжатию, принимаемое по табл. 2.1; b – расчетная ширины плиты, равная 1 м; x – высота сжатой зоны бетона, определяемая по формуле
h0=h-as – рабочая высота сечения; здесь h – высота сечения; as – расстояние от центра тяжести растянутой продольной арматуры до ближайшей грани сечения; Rs, Rsc – расчетные сопротивления соответственно растянутой и сжатой арматуры, принимаемые согласно п. 2.2; As, - площади сечений соответственно растянутой и сжатой арматуры; - расстояние от центра тяжести сжатой арматуры до ближайшей грани сечения.
При следует принимать . Значения определяют по формуле
здесь Rb и Rs принимают в мегапаскалях (МПа).
Площадь в формулах (4.11) и (4.12) учитывают полностью, если , а , где x1 – высота сжатой зоны бетона, определяемая без учета сжатой арматуры ; x2 – то же с учетом .
Если , а , то учитывают с коэффициентом . При этом учитывают в пределах , а при предельный изгибающий момент определяют по формуле
При в формулах (4.11) и (4.12) принимают .
Расчеты плиты балластного корыта по поперечной силе
4.5. Допускаемую временную нагрузку по прочности следует определять по формулам (см. рис. 4.1):
для сечения внешней консоли плиты, расположенного на расстоянии от наружной грани ребра,
для сечения II-II внутренней консоли и монолитного участка плиты между соседними ребрами
где Q – предельная поперечная сила, определяемая по формуле
- коэффициент, учитывающий неравномерное распределение давления на плиту, принимаемый по табл. 4.2; Rbt – расчетное сопротивление бетона растяжению, принимаемой по табл. 2.1.
Поперечную силу от постоянной нагрузки Qp вычисляют по формулам:
для внешней консоли плиты
для внутренней консоли и монолитного участка плиты между соседними ребрами
обозначения см. пп. 4.1, 4.2, 4.3.
При наличии каких-либо дополнительных нагрузок на внешних консолях их следует учесть в формуле (4.18) с коэффициентом надежности 1,1.
Примечания. 1. Для внешних консолей плиты с шириной балластного корыта между бортами b0<4,0 м следует принимать . 2. Для внутренних консолей плиты при укладке пути на песчаном балласте следует принимать =1,50. 3. Для промежуточных значений hb и значения следует определять по интерполяции.
Расчет главной балки по изгибающему моменту
4.6. Допускаемую временную нагрузку по прочности для сечения главной балки, расположенного на расстоянии a от ближайшей опоры, следует определять по формуле
где M – предельный изгибающий момент в рассматриваемом сечении, вычисляемый в соответствии с указаниями п. 4.7; Mp – изгибающий момент от постоянной нагрузки; nk =1,15; - доля временной нагрузки, приходящаяся на балку (см. пп. 3.7-3.9); - площадь линии влияния изгибающего момента в рассматриваемом сечении, определяемая по формуле:
l – расчетный пролет.
В случае, когда постоянную нагрузку принимают равномерно распределенной по длине пролетного строения
где np, - коэффициенты надежности для постоянных нагрузок, принимаемые согласно п. 3.3; pp, pb– постоянные нагрузки от веса балласта с частями пути
Веса пролетного строения с обустройствами на одну главную балку, кН/м (тс/м). 4.7. В расчетной сечение главной балки следует включать длину балластного корыта, находящуюся частично или полностью в сжатой зоне. Учитываемая в расчете длина консоли плиты (таврового, двутаврового и подобного им сечения главной балки) не должна превышать 6hf, считая от начала свеса (рис. 4.2). Начало свеса принимают от ребра балки или от конца вута, если он имеет уклон 1:3 и более. Со стороны соседней балки длина консоли, вводимая в расчет, не должна превышать lp/2, где lp – расстояние между внутренними гранями ребер. |
Рис. 4.2. Расчетная схема для поперечного сечения главной балки
Приведенную по площади толщину сжатого пояса hf определяют как результат деления площади плиты с учетом вутов и ребра (в пределах высоты вутов) на ширину плиты bf. Борта плиты в расчетное сечение не включают.
Высота сжатой зоны бетона (см. рс. 4.2.)
при следует принимать , где коэффициент определяют по формуле (4.13); b – толщина стенки. Остальные обозначения см. п. 4.4 и рис. 4.2.
Предельный изгибающий момент в расчетном сечении главной балки при x>hf
При изгибающий момент M определяют по формулам (4.11), (4.12) с заменой b на bf.
Расчет главной балки по поперечной силе
4.8. Допускаемая временная нагрузка по прочности для наклонного сечения главной балки
где Q – предельная поперечная сила в рассматриваемом сечении, вычисляемая согласно указаниям п. 4.9; Qp – поперечная сила в рассматриваемом сечении от постоянных нагрузок; - доля временной нагрузки, приходящаяся на балку, принимаемая согласно указаниям пп. 3.7-3.9; - площадь линии влияния поперечной силы, загружаемой временной нагрузкой;
a– расстояние от верхнего конца рассматриваемого наклонного сечения до ближайшей опоры по горизонтали (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Схема для расчета на поперечную силу.
В случае, когда постоянную нагрузку принимают равномерно распределенной по длине пролетного строения,
здесь - площадь линии влияния поперечной силы;
4.9. Предельную поперечную силу Q принимают как минимальную из значений:
по сжатому бетону между наклонными трещинами
по наклонной трещине в наиболее опасном наклонном сечении
В формулах (4.29), (4.30):
но не более 1,3;
, - модули упругости арматуры и бетона, принимаемые согласно пп. 2.1; 2.2;
Asw – площадь сечения всех ветвей хомутов в поперечном сечении главной балки;
S – шаг хомутов;
Rb – расчетное сопротивление бетона сжатию, МПа, принимаемое по табл. 2.1;
Rs – расчетное сопротивление ненапрягаемой арматуры, принимаемое согласно п. 2.2;
- сумма площадей сечений отогнутых стержней, пересекаемых расчетным сечением;
- угол наклона отогнутых стержней к продольной оси;
c – длина проекции наклонного сечения на продольную ось элемента.
Поперечное усилие, воспринимаемое бетоном,
В формуле (4.32):
Rbt – расчетное сопротивление бетона растяжению, принимаемое по табл. 2.1;
b, h0 – толщина ребра и рабочая высота поперечного сечения, пересекающего центр сжатой зоны наклонного сечения.
Длину проекции c наиболее опасного наклонного сечения на продольную ось элемента определяют по следующим правилам.
На участках длиной 2h0 от опорного сечения выполняют проверку наклонных сечений с углом наклона к опорному (вертикальному) сечению 450. Если толщина стенки, шаг и состав сечения хомутов постоянны по длине балки или изменяются плавно, то проверяют одно наклонное сечение, длина проекции которого:
но не более 2h0.
При резком изменении толщины стенки, кроме указанного (сечение 1), должны быть проверены еще два наклонных сечения: заканчивающееся у места изменения толщины стенки (сечение 2) и начинающееся от него (сечение 3), как показано на рис. 4.3.
Расчет на выносливость.
Расчет плиты балластного корыта.
4.10. Допускаемую временную нагрузку следует определять по формулам:
а) для сечения внешней консоли плиты, расположенного на расстоянии от наружной грани ребра:
по выносливости бетона
по выносливости арматуры
б) для сечения внутренней консоли плиты, расположенного на расстоянии от внутренней грани ребра:
по выносливости бетона
по выносливости арматуры
в) для монолитного участка плиты между соседними ребрами:
по выносливости бетона
по выносливости арматуры
В формулах (4.34) – (4.39):
- коэффициент уменьшения динамического воздействия временной нагрузки для расчета плиты балластного корыта, принимаемый по приложению 4;
Rbf – расчетные сопротивления бетона и растянутой арматуры при расчете элементов на выносливость, определяемые по формулам (2.1) и (2.2);
Ired – момент инерции приведенного сечения;
Mp – изгибающий момент от постоянных нагрузок, вычисляемый по формулам (4.8), (4.9) и (4.10) при ;
A – коэффициент, принимаемый равным 2 для сечения I-I и равным 1,25 для сечения II-II (см. рис. 4.1);
- коэффициент, принимаемый по п. 2.2;
остальные обозначения см. пп. 4.1-4.4 и разд. 2.
Расчет главной балки
4.11. Допускаемые временные нагрузки для расчетного сечения главной балки, расположенного на расстоянии a от ближайшей опоры, следует определять по формулам:
по выносливости бетона
по выносливости арматуры
В формулах (4.42) – (4.43):
- коэффициент уменьшения динамического воздействия временной нагрузки для расчета главной балки, принимаемый по приложению 4;
- площадь линии влияния изгибающего момента в рассматриваемом сечении, определяемая по формуле (4.21);
Ired – момент инерции приведенного сечения;
если , то и Ired следует определять по формулам (4.40) и (4.41) с заменой b и bf; Mp – изгибающий момент от постоянных нагрузок, вычисляемый согласно указаниям п. 4.6 при ; aи – расстояние от растянутой грани сечения до оси ближайшего ряда арматуры (см. рис. 4.2); остальные обозначения см. пп. 4.6-4.7 и разд. 2.
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ С НЕНАПРЯГАЕМОЙ АРМАТУРОЙ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ НОРМ.
5.1. Определение грузоподъемности пролетных строений по данному способу основано на расчете плиты балластного корыта и главных балок в расчетных сечениях (см. п. 1.10) путем сопоставления расчетных норм, по которым проектировалось сооружение, и действующих нормативных документов.
Данный способ допускается применять при наличии:
- сведений о расчетной временной нагрузке и нормах или технических указаниях, по которым было запроектировано пролетное строение (см. приложения 7, 8);
- данных о фактической прочности бетона (см. раздел 8).
При отсутствии сведений о нормах на проектирование допускается принять, что пролетное строение запроектировано по действовавшим в год изготовления (постройки) сооружения техническим условиям.
Пример определения грузоподъемности пролетного строения с ненапрягаемой арматурой на основе сопоставления расчетных норм приведен в приложении 9.
Расчет плиты балластного корыта.
5.2. Допускаемую временную нагрузку по прочности следует определять по формулам (см. рис. 4.1):
для сечения внешней консоли плиты, расположенного на расстоянии от наружной грани ребра,
для монолитного участка плиты между соседними ребрами
В формулах (5.1), (5.2):
A – коэффициент, принимаемый равным 8.75 при расчетах в системе СИ и 0,875 – при расчетах в технической системе;
Kн – класс временной нагрузки, на которую рассчитывали пролетное строение, в единицах эталонной нагрузки (см. приложение 7);
- динамический коэффициент по нормам, по которым рассчитывали пролетное строение (см. приложение 8);
- длина шпалы, принятая при проектировании;
- толщина слоя балласта под шпалами, принятая при проектировании пролетного строения (при отсутствии данных следует принимать =0,35);
p1 – нагрузка от веса плиты и балласта с частями пути, принятая при проектировании пролетного строения, кН/м (тс/м);
- нагрузка от веса перил, принятая при проектировании пролетного строения, кН (тс).
Коэффициент вычисляют по формуле
где Rs – расчетное сопротивление растянутой арматуры, принимаемое согласно п. 2.2; Ra – допускаемое напряжение для растянутой арматуры по нормам, по которым проектировали пролетное строение (см. приложение 8); i – относительное изменение площади сечения арматуры, вычисляемое по формуле (6.1).
Расчет главной балки
5.3. Допускаемую временную нагрузку по прочности для расчетного сечения главной балки следует определять по формуле
где - доля временной нагрузки, приходящаяся на балку, вычисляемая согласно указаниям пп. 3.7-3.9; kн – нормативная эквивалентная нагрузка от эталонного поезда по схеме H1 для линии влияния изгибающего момента в рассматриваемом сечении (см. приложение 1); m – число балок; p1 – интенсивность постоянной нагрузки на балку, принятая при проектировании пролетного строения; остальные обозначения см. пп. 4.6, 5.2.