Сообщение

Руководство по определению грузоподъемности железобетонных продлетных строений железнодорожных мостов (часть 2)

Содержание материала

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ С НЕНАПРЯГАЕМОЙ АРМАТУРОЙ ПО ОПАЛУБОЧНЫМ И АРМАТУРНЫМ ЧЕРТЕЖАМ

 

Общие указания

4.1. Определение грузоподъемности пролетных строений по опалубочным и арматурным чертежам основано на расчете плиты балластного корыта и главных балок в расчетных сечениях (см. п. 1.10).

Данный способ допускается применять при наличии достоверных арматурных чертежей пролетного строения.

Пример определения грузоподъемности пролетного строения с ненапрягаемой арматурой по опалубочным и арматурным чертежам приведен в приложении 6.

Расчет на прочность

Расчет плиты балластного корыта по изгибающему моменту

4.2. Допускаемую временную нагрузку по прочности следует определять по формулам:

для сечения внешней консоли плиты, расположенного на расстоянии clip_image002 от наружной грани ребра (рис. 4.1, a),

clip_image004; (4.1)

для сечения внутренней консоли плиты, расположенного на расстоянии clip_image002[1] от внутренней грани ребра (рис. 4.1, б),

clip_image007; (4.2)

для монолитного участка плиты между соседними ребрами

clip_image009, (4.3)

где l0 – длина распределения давления от временной нагрузки поперек оси моста:

clip_image011(4.4)    


clip_image013

Рис. 4.1. Расчетные схемы плиты балластного корыта:

a пролетное строение с монолитной плитой; б – то же с внутренними консолями

Screenshot_9

Примечания. 1. Для внешних консолей плиты с шириной балластного корыта между бортами b0<4,0 м следует принимать clip_image002[6].

2. Для внутренних консолей плиты при укладке пути на песчаном балласте следует принимать clip_image004[4].

3. Для промежуточных значений hb и clip_image006 значения clip_image008 следует определять по интерполяции.


При выполнении условий clip_image010 и clip_image012 формула для l0 приобретает вид

clip_image014. (4.5)

В формулах (4.1) – (4.5):

M, MI, MII, - предельные изгибающие моменты в расчетных сечениях (см. рис. 4.1), вычисляемые согласно указаниям п. 4.4;

Mp – изгибающий момент от постоянной нагрузки, вычисляемой согласно указаниям п. 4.3;

clip_image008[1]- коэффициент, учитывающий неравномерное распределение давления на плиту, принимаемый по табл. 4.1;

nk – 1,15;

b – расчетная ширина плиты, равная 1 м;

clip_image017- длина распределения временной нагрузки на внешних консолях, определяемая по формулам (рис. 4.1, a):

для балки 1

clip_image019; (4.6)

для балки 2

clip_image021, (4.7)

причем, если clip_image023 или clip_image025, то следует соответственно принимать clip_image027 и clip_image029;

clip_image031- длина внутренней консоли плиты;

lp – расстояние между внутренними гранями соседних ребер;

B – расстояние между наружными гранями ребер;

ls – длина шпалы;

clip_image006[1]- смещение оси пути относительно оси пролетного строения (положительное при смещении оси пути в сторону балки 1);

clip_image034, clip_image036 - толщина слоя балласта соответственно под левым и правым концами шпалы;

clip_image038, clip_image040 - расстояния между наружной гранью ребра и внутренней гранью соответственно левого и правого бортов.

Проверка по грузоподъемности бортов балластных корыт, предусмотренных проектом, не требуется. Проверка усиленных бортов производится по методике, изложенной в типовых решениях («Типовые решения переустройства малых мостов и труб» 501-0-51, МПС, Гипротранспуть, 1975).


4.3. Изгибающий момент от постоянных нагрузок допускается определять без учета их фактической неравномерности по формулам (см. рис. 4.1):

для внешней консоли плиты

clip_image042; (4.8)

для внутренней консоли плиты

clip_image044;

(4.9)

для монолитного участка плиты между соседними ребрами

clip_image046, (4.10)

где np, clip_image048 - коэффициенты надежности по нагрузке для постоянных нагрузок, принимаемые согласно п. 3.3; P0, Pbt – нагрузки соответственно от веса перил и борта балластного корыта, кН (тс); pt – нагрузка от веса тротуара, частями пути, осредненные в пределах расчетного пролета, кН/м (тс/м); lt – длина внешней консоли плиты с учетом тротуара, м; lk – длина внешней консоли плиты, м.

При наличии каких-либо дополнительных нагрузок на внешних консолях плиты их следует учесть в формуле (4.8) с коэффициентом надежности 1,1.


4.4. Предельный изгибающий момент следует определить по формуле

clip_image050, (4.11)

где Rb – расчетное сопротивление бетона сжатию, принимаемое по табл. 2.1; b – расчетная ширины плиты, равная 1 м; x – высота сжатой зоны бетона, определяемая по формуле

clip_image052; (4.12)

h0=h-as – рабочая высота сечения; здесь h – высота сечения; as – расстояние от центра тяжести растянутой продольной арматуры до ближайшей грани сечения; Rs, Rsc – расчетные сопротивления соответственно растянутой и сжатой арматуры, принимаемые согласно п. 2.2; As, clip_image054 - площади сечений соответственно растянутой и сжатой арматуры; clip_image056 - расстояние от центра тяжести сжатой арматуры до ближайшей грани сечения.

При clip_image058 следует принимать clip_image060. Значения clip_image062 определяют по формуле

clip_image064; (4.13)

здесь Rb и Rs принимают в мегапаскалях (МПа).

Площадь clip_image054[1] в формулах (4.11) и (4.12) учитывают полностью, если clip_image067, а clip_image069, где x1 – высота сжатой зоны бетона, определяемая без учета сжатой арматуры clip_image054[2]; x2 – то же с учетом clip_image054[3].

Если clip_image067[1], а clip_image074, то clip_image054[4] учитывают с коэффициентом clip_image077. При этом clip_image079 учитывают в пределах clip_image081, а при clip_image083 предельный изгибающий момент определяют по формуле

clip_image085. (4.14)

При clip_image087 в формулах (4.11) и (4.12) принимают clip_image089.


Расчеты плиты балластного корыта по поперечной силе

4.5. Допускаемую временную нагрузку по прочности следует определять по формулам (см. рис. 4.1):

для сечения внешней консоли плиты, расположенного на расстоянии clip_image091 от наружной грани ребра,

clip_image093; (4.15)

для сечения II-II внутренней консоли и монолитного участка плиты между соседними ребрами

clip_image095, (4.16)

где Q – предельная поперечная сила, определяемая по формуле

clip_image097; (4.17)

clip_image099- коэффициент, учитывающий неравномерное распределение давления на плиту, принимаемый по табл. 4.2; Rbt – расчетное сопротивление бетона растяжению, принимаемой по табл. 2.1.

Поперечную силу от постоянной нагрузки Qp вычисляют по формулам:

для внешней консоли плиты

clip_image101; (4.18)

для внутренней консоли и монолитного участка плиты между соседними ребрами

clip_image103; (4.19)

обозначения см. пп. 4.1, 4.2, 4.3.


При наличии каких-либо дополнительных нагрузок на внешних консолях их следует учесть в формуле (4.18) с коэффициентом надежности 1,1.

Screenshot_10

Примечания. 1. Для внешних консолей плиты с шириной балластного корыта между бортами b0<4,0 м следует принимать clip_image002[8]. 2. Для внутренних консолей плиты при укладке пути на песчаном балласте следует принимать clip_image004[6]=1,50. 3. Для промежуточных значений hb и clip_image006[6] значения clip_image004[7] следует определять по интерполяции.


Расчет главной балки по изгибающему моменту

4.6. Допускаемую временную нагрузку по прочности для сечения главной балки, расположенного на расстоянии a от ближайшей опоры, следует определять по формуле

clip_image009[4] (4.20)

где M – предельный изгибающий момент в рассматриваемом сечении, вычисляемый в соответствии с указаниями п. 4.7; Mp – изгибающий момент от постоянной нагрузки; nk =1,15; clip_image011[4]- доля временной нагрузки, приходящаяся на балку (см. пп. 3.7-3.9); clip_image013 - площадь линии влияния изгибающего момента в рассматриваемом сечении, определяемая по формуле:

clip_image015 (4.21)

l – расчетный пролет.

В случае, когда постоянную нагрузку принимают равномерно распределенной по длине пролетного строения

clip_image017[4] (4.22)

где np, clip_image019[4] - коэффициенты надежности для постоянных нагрузок, принимаемые согласно п. 3.3; pp, pb– постоянные нагрузки от веса балласта с частями пути 


Веса пролетного строения с обустройствами на одну главную балку, кН/м (тс/м).

4.7. В расчетной сечение главной балки следует включать длину балластного корыта, находящуюся частично или полностью в сжатой зоне. Учитываемая в расчете длина консоли плиты (таврового, двутаврового и подобного им сечения главной балки) не должна превышать 6hf, считая от начала свеса (рис. 4.2). Начало свеса принимают от ребра балки или от конца вута, если он имеет уклон 1:3 и более. Со стороны соседней балки длина консоли, вводимая в расчет, не должна превышать lp/2, где lp – расстояние между внутренними гранями ребер.

clip_image021

Рис. 4.2. Расчетная схема для поперечного сечения главной балки

Приведенную по площади толщину сжатого пояса hf определяют как результат деления площади плиты с учетом вутов и ребра (в пределах высоты вутов) на ширину плиты bf. Борта плиты в расчетное сечение не включают.

Высота сжатой зоны бетона (см. рс. 4.2.)

clip_image023[4] (4.23)

при clip_image025[4] следует принимать clip_image027[4], где коэффициент clip_image029[4] определяют по формуле (4.13); b – толщина стенки. Остальные обозначения см. п. 4.4 и рис. 4.2.

Предельный изгибающий момент в расчетном сечении главной балки при x>hf

clip_image031[4] (4.24)

При clip_image033 изгибающий момент M определяют по формулам (4.11), (4.12) с заменой b на bf.


Расчет главной балки по поперечной силе

4.8. Допускаемая временная нагрузка по прочности для наклонного сечения главной балки

clip_image035 (4.25)

где Q – предельная поперечная сила в рассматриваемом сечении, вычисляемая согласно указаниям п. 4.9; Qp – поперечная сила в рассматриваемом сечении от постоянных нагрузок; clip_image037 - доля временной нагрузки, приходящаяся на балку, принимаемая согласно указаниям пп. 3.7-3.9; clip_image039 - площадь линии влияния поперечной силы, загружаемой временной нагрузкой;

clip_image041 (4.26)

a– расстояние от верхнего конца рассматриваемого наклонного сечения до ближайшей опоры по горизонтали (рис. 4.3).

clip_image043

Рис. 4.3. Схема для расчета на поперечную силу.

В случае, когда постоянную нагрузку принимают равномерно распределенной по длине пролетного строения,

clip_image045 (4.27)

здесь clip_image047 - площадь линии влияния поперечной силы;

clip_image049 (4.28)


4.9. Предельную поперечную силу Q принимают как минимальную из значений:

по сжатому бетону между наклонными трещинами

clip_image051 (4.29)

по наклонной трещине в наиболее опасном наклонном сечении

clip_image053 (4.30)

В формулах (4.29), (4.30):

clip_image055 (4.31)

но не более 1,3;

clip_image057, clip_image059 - модули упругости арматуры и бетона, принимаемые согласно пп. 2.1; 2.2;

clip_image061

Asw – площадь сечения всех ветвей хомутов в поперечном сечении главной балки;

S – шаг хомутов;

clip_image063- 1-0,01Rb;

Rb – расчетное сопротивление бетона сжатию, МПа, принимаемое по табл. 2.1;

Rs – расчетное сопротивление ненапрягаемой арматуры, принимаемое согласно п. 2.2;

clip_image065 - сумма площадей сечений отогнутых стержней, пересекаемых расчетным сечением;

clip_image067[6]- угол наклона отогнутых стержней к продольной оси;

c – длина проекции наклонного сечения на продольную ось элемента.

Поперечное усилие, воспринимаемое бетоном,

clip_image069[4] (4.32)

В формуле (4.32):

Rbt – расчетное сопротивление бетона растяжению, принимаемое по табл. 2.1;

b, h0 – толщина ребра и рабочая высота поперечного сечения, пересекающего центр сжатой зоны наклонного сечения.

Длину проекции c наиболее опасного наклонного сечения на продольную ось элемента определяют по следующим правилам.

На участках длиной 2h0 от опорного сечения выполняют проверку наклонных сечений с углом наклона к опорному (вертикальному) сечению 450. Если толщина стенки, шаг и состав сечения хомутов постоянны по длине балки или изменяются плавно, то проверяют одно наклонное сечение, длина проекции которого:

clip_image071 (4.33)

но не более 2h0.

При резком изменении толщины стенки, кроме указанного (сечение 1), должны быть проверены еще два наклонных сечения: заканчивающееся у места изменения толщины стенки (сечение 2) и начинающееся от него (сечение 3), как показано на рис. 4.3.


Расчет на выносливость.

 

Расчет плиты балластного корыта.

4.10. Допускаемую временную нагрузку следует определять по формулам:

а) для сечения внешней консоли плиты, расположенного на расстоянии clip_image073 от наружной грани ребра:

по выносливости бетона

clip_image075 (4.34)

по выносливости арматуры

clip_image077[4] (4.35)

б) для сечения внутренней консоли плиты, расположенного на расстоянии clip_image073[1] от внутренней грани ребра:

по выносливости бетона

clip_image080 (4.36)

по выносливости арматуры

clip_image082 (4.37)

в) для монолитного участка плиты между соседними ребрами:

по выносливости бетона

clip_image084 (4.38)

по выносливости арматуры

clip_image086 (4.39)

В формулах (4.34) – (4.39):

clip_image088 - коэффициент уменьшения динамического воздействия временной нагрузки для расчета плиты балластного корыта, принимаемый по приложению 4;

Rbf – расчетные сопротивления бетона и растянутой арматуры при расчете элементов на выносливость, определяемые по формулам (2.1) и (2.2);

Ired – момент инерции приведенного сечения;

clip_image090 (4.40)

clip_image092 - высота сжатой зоны;

clip_image094 (4.41)

Mp – изгибающий момент от постоянных нагрузок, вычисляемый по формулам (4.8), (4.9) и (4.10) при clip_image096;

A – коэффициент, принимаемый равным 2 для сечения I-I и равным 1,25 для сечения II-II (см. рис. 4.1);

clip_image098- коэффициент, принимаемый по п. 2.2;

остальные обозначения см. пп. 4.1-4.4 и разд. 2.


Расчет главной балки

4.11. Допускаемые временные нагрузки для расчетного сечения главной балки, расположенного на расстоянии a от ближайшей опоры, следует определять по формулам:

по выносливости бетона

clip_image100 (4.42)

по выносливости арматуры

clip_image102 (4.43)

В формулах (4.42) – (4.43):

clip_image088[1]- коэффициент уменьшения динамического воздействия временной нагрузки для расчета главной балки, принимаемый по приложению 4;

clip_image013[1]- площадь линии влияния изгибающего момента в рассматриваемом сечении, определяемая по формуле (4.21);

Ired – момент инерции приведенного сечения;

clip_image106 (4.44)

clip_image092[1]- высота сжатой зоны;

clip_image109 (4.45)

если clip_image111, то clip_image092[2] и Ired следует определять по формулам (4.40) и (4.41) с заменой b и bf; Mp – изгибающий момент от постоянных нагрузок, вычисляемый согласно указаниям п. 4.6 при clip_image096[1]; aи – расстояние от растянутой грани сечения до оси ближайшего ряда арматуры (см. рис. 4.2); остальные обозначения см. пп. 4.6-4.7 и разд. 2.


5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ С НЕНАПРЯГАЕМОЙ АРМАТУРОЙ НА ОСНОВЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ НОРМ.

5.1. Определение грузоподъемности пролетных строений по данному способу основано на расчете плиты балластного корыта и главных балок в расчетных сечениях (см. п. 1.10) путем сопоставления расчетных норм, по которым проектировалось сооружение, и действующих нормативных документов.

Данный способ допускается применять при наличии:

- сведений о расчетной временной нагрузке и нормах или технических указаниях, по которым было запроектировано пролетное строение (см. приложения 7, 8);

- данных о фактической прочности бетона (см. раздел 8).

При отсутствии сведений о нормах на проектирование допускается принять, что пролетное строение запроектировано по действовавшим в год изготовления (постройки) сооружения техническим условиям.

Пример определения грузоподъемности пролетного строения с ненапрягаемой арматурой на основе сопоставления расчетных норм приведен в приложении 9.


Расчет плиты балластного корыта.

5.2. Допускаемую временную нагрузку по прочности следует определять по формулам (см. рис. 4.1):

для сечения внешней консоли плиты, расположенного на расстоянии clip_image073[2] от наружной грани ребра,

clip_image116 (5.1)

для монолитного участка плиты между соседними ребрами

clip_image118 (5.2)

В формулах (5.1), (5.2):

A – коэффициент, принимаемый равным 8.75 при расчетах в системе СИ и 0,875 – при расчетах в технической системе;

Kн – класс временной нагрузки, на которую рассчитывали пролетное строение, в единицах эталонной нагрузки (см. приложение 7);

clip_image120 - динамический коэффициент по нормам, по которым рассчитывали пролетное строение (см. приложение 8);

clip_image122clip_image124- длина шпалы, принятая при проектировании;

clip_image126 - толщина слоя балласта под шпалами, принятая при проектировании пролетного строения (при отсутствии данных следует принимать clip_image126[1]=0,35);

p1 – нагрузка от веса плиты и балласта с частями пути, принятая при проектировании пролетного строения, кН/м (тс/м);

clip_image128- нагрузка от веса перил, принятая при проектировании пролетного строения, кН (тс).

Коэффициент clip_image130 вычисляют по формуле

clip_image132 (5.3)

где Rs – расчетное сопротивление растянутой арматуры, принимаемое согласно п. 2.2; Ra – допускаемое напряжение для растянутой арматуры по нормам, по которым проектировали пролетное строение (см. приложение 8); i – относительное изменение площади сечения арматуры, вычисляемое по формуле (6.1).


Расчет главной балки

5.3. Допускаемую временную нагрузку по прочности для расчетного сечения главной балки следует определять по формуле

clip_image134 (5.4)

где clip_image011[5] - доля временной нагрузки, приходящаяся на балку, вычисляемая согласно указаниям пп. 3.7-3.9; kн – нормативная эквивалентная нагрузка от эталонного поезда по схеме H1 для линии влияния изгибающего момента в рассматриваемом сечении (см. приложение 1); m – число балок; p1 – интенсивность постоянной нагрузки на балку, принятая при проектировании пролетного строения; остальные обозначения см. пп. 4.6, 5.2.