Сообщение

Благоустройство городских территорий - Дорожные одежды

Содержание материала

13. Дорожные одежды

Искусственные покрытия

clip_image058

1 – земляное основание (полотно)

2 – подстилающий слой

3 – покрытие с основанием

4 – бортовой камень с бетонным основанием

Земляное полотно.

Представляет собой выемку или «дорожное корыто». Глубина корыта: hk=∑t, для дорог около 0,5 м, для тротуаров – 0,15-0,2 м. Ширина корыта: если только для проезда В=Впр+0,5м. Основание должно быть прочным и устойчивым под действием нагрузок и природных факторов (замена на более прочные грунты и обязательное уплотнение). Основание находится выше угв (дренажные системы или насыпь). Продольные и поперечные уклоны должны быть такие как у поверхности.

Подстилающий слой.

Функции: дренирующая, термоизолирующая, выравнивание нагрузки. Материал: песок, гравий и т.д., но коэффициент фильтрации не менее 3 м/сут. Толщина: для проезжей части от 20 до 50 см, для пешеходных частей в 2 раза меньше от принятого. Подстилающий слой может укрепляться в верхней части вяжущим материалом (сокращается толщина и стоимость, увеличивается прочность).

Покрытие с несущим основанием.

Требование: прочность, устойчивость, долговечность, санитарно-гигиеническим требованиям, иногда декоративность, экономическая эффективность. Срок службы дорожных одежд 10 лет.

Типы покрытий:

1. Цементо-бетонные: сборные, монолитные. Достоинства: выдерживают очень большие нагрузки. Недостатки: швы устраиваются по оси дороги, продольные через 30-75 м, поперечные швы от 6 до 25 м, высокая пыльность, разрушение от поверхностной влаги. Выполняется напыление для защиты от пыльности и влажности. Толщина: бетон 20-24 см, ж/б 18-20 см, напряженно-армированное 14-18 см. Основание обычно песчаное.

2. Асфальтобетонное покрытие. Достоинства: ровная поверхность, легкость очистки и ремонта, высокая водонепроницаемость, возможность полной механизации дорожных работ. Недостатки: низкая декоративность, испарение при высокой температуре. Толщина: нижний 4,5 см, верхний 3,5-4 см, для пожарных подъездов 2,5-5 см, для пешеходных частей 2,5-4 см. Основание: бетонное, каменное, толщина основания 18-20 см для проезжих частей.

3. Штучные покрытия. Достоинства: высокая декоративность, легкость ремонта, долговечность. Недостатки: неровная поверхность, трудоемкость по устройству. Укладка: блочное (самое неудачное), дорожка (шахматное расположение), рыбная косточка (елочка, самая прочная).

a. Брусчатка. Применяется более широко искусственная брусчатка. Основание для плитки – песчаное или бетонное основание.

b. Плитняк – плоские естественный камень t=2-7 см. Основание для плитки – песчаное или бетонное основание.

c. Пиленые плиты 30х30, 60х60 см.

d. Клинкерный кирпич. 220х110х65. Укладывается на ребро. Стоимость покрытия увеличивается. Устраивается из-за ландшафтного дизайна.

4. Мягкие покрытия: дерево, насыпные покрытия (мелкие камни, смеси, мульча), комбинированные, резиновые (долговечное и ваще руль!).

Сопряжения покрытий.

Чаще выполняют из бортовых камней (l= 0,5; 1 м, h= 200; 300 мм, b= 80; 150 мм). Дорожный устраивается между проезжей частью и др. элементами БР.100.30.15. Между тротуаром и газоном устраивают бордюр газонный БГ.50.20.8. ГОСТ 66.55.91.

clip_image060

Величина превышения 150 мм.

Укладка бортового камня:

clip_image062

Другие варианты: вместо бордюрного камня используют кирпич, антисептированные доски и булыжники.

clip_image064

clip_image066

clip_image068