Сообщение

Архитектурные конструкции - Конструкции общественных зданий

Содержание материала

Лифты

По своему назначению лифты подразделяются на пассажирские, больничные, грузовые, малогрузовые и специальные. Устанавливаемые в многоэтажных общественных зданиях пассажирские лифты имеют, как правило, большую вместимость (до 12-20 чел.) и грузоподъемность (до 1000-1600 кг). В зависимости от скорости движения кабины они делятся на обычные (0,71-1,4 м/с) и скоростные (2 и 4 м/с). Больничные лифты имеют габариты и грузоподъемность, обеспечивающие перевозку больных на носилках, в креслах-каталках и на кроватях вместе с сопровождающим медицинским персоналом и лифтером (4-5 чел.). Скорость перемещения кабины составляет 0,5 м/с.

В общественных зданиях применяются также грузовые лифты общего пользования с грузоподъемностью кабин от 500 до 5000-кг.

Для транспортировки грузов весом до 100 кг используются малые лифты, которые в зависимости от области применения подразделяются на магазинные, больничные, библиотечные, кухонные, буфетные и др.

Применяются, кроме того, лифты специального назначения: пожарные, вокзальные, автомобильные, театральные и др.

Конструктивно лифты включают строительную часть, состоящую из лифтовой шахты и машинного помещения, и механическую - в виде подъемного механизма, кабины и противовеса. Лифтовые шахты устраиваются в глухих кирпичных или бетонных степах, а также могут быть каркасными и опираются, как правило, на собственный фундамент. В случаях, когда шахта начинается не с первого, а с промежуточного этажа, она может крепиться к частям здания или опираться на его стены. Лифтовая шахта оборудуется направляющими для кабины и противовеса, автоматически запирающимися поэтажными дверями, а в нижнем заглублении (приямке) - амортизаторами или упорами.

Приямок служит для установки кабины на ремонт или профилактический осмотр и должен иметь заглубление от уровня пола нижней остановки лифта на 1,3; 1,4; 1,5 и 2 м (в зависимости от типа лифта).

Машинное помещение чаще всего размещается над шахтой и реже-под шахтой. Целесообразность верхнего расположения продиктована экономическими соображениями, так как при нижней установке машинного отделения общая длина всех подвесных канатов примерно в 3 раза больше, чем при верхней. Однако при небольшой высоте подъема и в случаях, когда лифтовую кабину необходимо поднимать выше уровня шахты, применяются лифты с нижним расположением машинного отделения (так называемые «выжимные лифты»), используемые, как правило, на предприятиях торговли и общественного питания.

В зависимости от типов лифтов высота верхнего этажа, над которым размешается машинное отделение, должна составлять в чистоте -3,5; 4 м, а высота машинного помещения в чистоте - не менее 2,1 м.

Лифтовые кабины оборудуются ловителями («парашютами»), подвешиваются на стальных канатах и уравновешиваются противовесом или канатами.

Расположение лифтов в системе коммуникащюнных связей определяется в основном архитектурно-планировочными решениями зданий. Лифтовые шахты могут размещаться как внутри здания, так и снаружи. Одиночные пассажирские лифты блокируются, как правило, с главными лестницами. В зданиях высотой до 9 этажей допускается располагать не более двух лифтов непосредственно в лестничной клетке. Для размещения групп лифтов на каждом этаже предусматриваются лифтовые холлы. В холлах лифты могут располагаться рядами (не более четырех в ряду) или по периметру холла. Ширина помещения холла перед фронтом лифтов не должна быть меньше 2,5 м, а между рядами лифтов, обращенных фронтом друг к другу, не менее 3,3 м.

Расстояние от лифтов до дверей наиболее удаленного помещения не должно превышать 60 м.

Стандартные кабины лифтов имеют обычно один вход. Если на отдельных этажах входы в лифты располагаются с разных сторон, то используются кабины с двумя-тремя входами.

Выбор лифтов по грузоподъемности и определение их количества в здании зависят от величины пассажиро- или грузопотоков.

Лифт непрерывного действия представляет собой многокабинный непрерывно движущийся подъемник с кабинами на одного или двух человек. С интервалом, равным высоте этажа, кабины подвещиваются на стальных канатах в лифтовой щахте, имеющей открытые поэтажные проемы для входов и выходов пассажиров. Движение кабин осуществляется по замкнутой цепи. Над лифтовой шахтой устраивается машинное отделение, а в нижней части шахты- приямок для свободного перемещения кабин в момент изменения направления их движения со спуска на подъем. Пространственное размещение ведущих шкивов подъемного механизма и диагональная подвеска кабин к канатам обеспечивают вверху и снизу шахты переход кабин с одной ветви на другую.